В апреле 2022 г. на базе Центра прошли курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь несовершеннолетним с проблемами в поведении». В них приняли участие заместители руководителей, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя образовательных организаций, педагоги детских домов и школ – интернатов из Бикинского, Вяземского, имени Лазо, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, городов Амурска, Николаевска-на-Амуре и Хабаровска Хабаровского края.
Слушатели курсов были включены в практическую деятельность действующего учреждения и проживали каждый день вместе с воспитанниками и специалистами Центра: посетили уроки и занятия по профессиональному обучению (https://fip.expert/news/show/10544; https://khvcenter.ru/nosit-dvojnoj-vospitatelnyj-jeffekt-i-imeet-nauchno-poznavatelnuju-cennost-zahotelos-pouchitsja-samoj-v-takoj-shkole-uchastniki-kursovoj-podgotovki-o-poseshhennyh-urokah/; https://khvcenter.ru/vyshlo-ochen-voodushevlenno-ochen-ponravilos-kak-kak-deti-uchastvujut-slushateli-kursov-povyshenija-na-baze-centra-o-poseshhennyh-urokah-i-zanjatijah-po-professionalnomu-obucheniju/), коллективные творческие дела в рамках ключевого дела «Сокровищница народного искусства», посвященного Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов в России (https://fip.expert/news/show/10672; https://fip.expert/news/show/10683; https://fip.expert/news/show/10685; https://khvcenter.ru/03-09-2022-g-jeto-ogromnaja-mnogodnevnaja-kropotlivaja-rabota-ljudej-kotorye-ljubjat-detej-i-ljubjat-svoe-delo-ja-voshishhena-v-ocherednoj-raz-uchastniki-kursov-o-poseshhennyh-kollektivnyh-tvorche/; https://khvcenter.ru/kazhdyj-rebenok-zadejstvovan-v-tvorcheskoj-dejatelnosti-znanija-cherez-takuju-interesnuju-formu-uchastniki-kursov-pobyvali-na-kljuchevom-dele/; https://fip.expert/news/show/10529; https://fip.expert/news/show/10639) и детский фестиваль объединений дополнительного образования (https://fip.expert/news/show/10537); стали участниками педагогического совета в форме «педагогических посиделок» «Особенности формирования универсальных учебных навыков у обучающихся с отклонениями в поведении» (https://fip.expert/news/show/10586), совещания при директоре «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как средства профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков» (https://fip.expert/news/show/10688; https://khvcenter.ru/my-segodnja-uvideli-obshhestvennoe-priznanie-kazhdogo-rebenka-klassnyh-kollektivov-kazhdogo-pedagoga-i-kollektiva-v-celom-refleksija-soveshhanija-pri-direktore-filmov-festivalja-obedinenij-dopolnite/), тренингов и мастер-классов, направленных на повышение толерантности и эмпатии, профилактику конфликтов в межличностных отношениях, на сближение, с элементами релаксации, и по арт терапии (https://fip.expert/news/show/10584; https://fip.expert/news/show/10589), по мозартикотерапии и нейропсихологии (https://khvcenter.ru/mozartika-stoit-togo-chtoby-eju-zanjatsja-i-vnedrit-u-sebja-odnoznachno-ja-v-svoju-praktiku-mogu-vzjat-nejropsihologicheskie-diagnostiki-slushateli-kursov-o-master-klassah-po-mozartikoterapii-i-ne/), практикума по работе с семейным неблагополучием и встречи с родителями воспитанников (https://fip.expert/news/show/10683). Познакомились с современными подходами к психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением, подростковой криминальной субкультурой (https://fip.expert/news/show/10683), рисками личностно-профессиональных деформаций при работе с детьми с девиантно-криминальным поведением; с современными технологиями педагогического проектирования реабилитационно-воспитательных систем и с многочисленными документальными видеоматериалами по результативности деятельности Центра. Вместе с детьми играли в психолого-педагогический театр (https://fip.expert/news/show/10665; https://khvcenter.ru/pedagogicheskij-teatr-vozmu-v-rabochuju-kopilku-kak-nezamenimyj-instrument-vse-pedagogi-takie-solnechnye-otkrytye-radostnye-dobrye-slushateli-kursov-o-pedagogicheskom-teatre-i-pedagogah-centra/); побывали в следственном изоляторе, где провели тренинговые занятия с несовершеннолетними (https://khvcenter.ru/samoe-silnoe-potrjasenie-poezdka-v-sizo-ljagu-kostmi-no-ni-odnogo-rebenka-tuda-ne-otpushhu-refleksija-slushatelej-kursov-o-prakticheskih-zanjatijah-s-nesovershennoletnimi-v-sledstvennom-izoljatore/) и разработали собственные проекты (https://khvcenter.ru/05-09-2022-g-bolee-glubinno-uslyshala-kak-cherez-rebenka-hotjat-pomenjat-otnoshenija-v-seme-delitsja-jetim-chtoby-predotvratit-podobnoe-s-drugimi-rebjatami-budu-primenjat-budu-pisat-proekty-uch/).
Предлагаем фрагменты расшифровки аудиозаписи итоговой рефлексии курсов, в которой приняла участие заместитель министра образования и науки края Ю.В. Зотовой.
«Курс повышения квалификации
превратился для меня в самое яркое событие»
Тропина Елена Владимировна, социальный педагог КГБОУ ШИ № 9, п. Переяславка, район им. Лазо: Курс повышения квалификации превратился для меня в самое яркое событие. Курсы дали понять, (хоть стаж за плечами, конечно, большой – 23 года), что есть некоторые моменты, когда мы спотыкаемся на самом элементарном и простом. И большое Вам спасибо, что вы подвигли нас узнать очень много нового.
Очень красочным впечатлением стал новый Дом. Я до сих пор, честно скажу, в себя прийти не могу.
Там действительно забота и ласка видна. То, что вы даёте не только детям, но и дали нам в течение этих курсов. На сегодняшний день я хотела поблагодарить всех, в том числе и педагогов Центра за ту заботу и ласку, которую в течение двух недель мы ощущали на себе. Уважаемые педагоги ХК ИРО, которые с нами были, большое спасибо за практические знания умения. Большое спасибо Вам, Александр Геннадьевич, за мотивацию двигаться дальше и понимать. И я надеюсь, что всё-таки наше сотрудничество дальше с вами получится, и я не раз приеду в гости и побуду в этом доме, в новом доме.
Сейчас я поняла, что каждый свой шаг я рефлексирую. Мне очень понравились все открытые уроки. Наши дети в образовательных учреждениях боятся слово «экзамены», а здесь они раскрепощенные, хотя многие из них пропустили очень много лет образовательного процесса.
Мы увидели, что за этот маленький промежуток времени, за урок, детям даётся материал в доступной форме. Я была потрясена тем, что я, не зная английского языка, когда посетила урок английского языка у вас, я буквально поняла всё.
Я работала над проектом «Большая помощь маленькому другу». Главная идея – создать живой уголок в образовательном учреждении, как средство реабилитации для детей с отклонениями в поведении. Думаю, что этот проект доработаю и принесу к нам, в школу-интернат, потому что у нас дети с ОВЗ и им не хватает именно этого – любви, ласки и заботы о ком-то.
Кузнецова Александра Андреевна, педагог-психолог КГБОУ ШИ № 2, г. Хабаровск: Для меня всё перевернулось, я поменяла отношение к детям. Мы привыкли преподавать так, что необходима дистанция, личные границы. Но я так посмотрела, дети ведь нуждаются в том, чтобы их просто кто-то обнял. Очень полезно для меня, то, что я возьму с собой – это работа ваших психологов. То, с чем мне приходится сталкиваться каждый день. Работа с детьми, тренинги и с родителями, и с педагогами.
«Гнездо» я себе пометила, записала, нейропсихологические упражнения – всё это пойдёт в мою методическую копилку. Под впечатлением от Вас, как от руководителя, видно, что вы строгий, суровый. Но видно, что Вы защищаете, видно, что педагоги чувствуют Вашу защиту. Даже в этих проектах, что мы делали, ощущалось, что если вы взялись, как руководитель помогать, то чувствовалось, что вы взяли нас под крыло. Меня удивило ваше отношение, как директора, к своим педагогам и детям. Вы, как лев, пойдёте на их защиту. В вашем Центре нет таких больших дистанций, всё по-семейному, близко, все друг к другу. Такая помощь оказана! Я удивлена, что можно так тепло общаться с детьми.
Меня впечатлило, и я применю, как проходит родительское собрание. Родители приходят с доверием, как они сразу открываются и говорят о чём-то личном.
«Мы отметили профессионализм всего
коллектива, доступность, вы открыты для всех»
Язина Альбина Алексеевна, педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом № 28, с. Богородское, Ульчский район: Эти курсы явились для меня приятной неожиданностью. Уже говорила, что давно мечтала попасть в этот Центр и мне посчастливилось: за много лет своей педагогической деятельности я приехала впервые в Центр. Хочется поблагодарить и отметить специалистов ХК ИРО и Центра за заинтересованность в подаче информации, материала. Всё для нас доступно, применимо в дальнейшей работе. Разнообразие форм подачи материала. Мы всегда отмечали и на уроках, и на ключевых делах, и на других мероприятиях – это и родительское собрание, это посещение СИЗО, педагогический совет – всё проходило в нетрадиционной, непривычной нам форме. Мы отметили профессионализм всего коллектива, доступность, вы открыты для всех. Эта открытость, я считаю, позволяет многим категориям людей у вас учиться и перенимать опыт. Хочу отметить, что все сотрудники уважительно и с любовью отнеслись к нам, слушателям.
На открытых уроках побывали почти у всех учителей-предметников и на уроках профессионального обучения. Увидели их мастерство. Дети все подготовленные, они самостоятельно делают все поручения. Ещё хочется отметить наличие обратной связи, она была всегда. После каждого события мы давали обратную связь и фиксировали в себе какую-то точку, важную мысль. Отмечу работу педагогов-психологов Центра. После посещения мастер-классов и тренингов педагогов-психологов можно отметить, что все они открыты для того, чтобы передать свой опыт и поделиться имеющимися знаниями и опытом.
Что кривить душой, не все это могут сделать. Могут сказать: «Ищите сами, используйте интернет-ресурсы». А здесь вот эта открытость и доброжелательность, хотят поделиться тем, что имеют.
Мне понравились микропедколлективы. Эту форму работы можно применять в любом образовательном учреждении. И последнее, что я хочу взять себе на вооружение – это межпредметные связи – бинарные уроки. Я думаю, что это разнообразие и хорошая форма работы с детьми.
Толмачева Екатерина Владимировна, педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом № 12, г. Амурск: Я напросилась на этот курс. Потому что мне объяснили, что это практика, и мы будем проживать жизнь, увидим, как меняются трудные дети. Здесь я отметила педагогический подход к детям, мне очень понравились уроки. Я была на уроках и отметила теплоту, как ласково называют детей. Видно было, что дети держались, немножко переживали, и учитель, проходя весь класс, дотрагивался за плечо, как-то успокаивал, было и тактильное общение. Дети успокаивались, так приятно было на душе, уроки пролетали. Эти две недели пролетели как один миг. Сейчас я понимаю, что с удовольствием осталась бы ещё. В практику работы я возьму методики психологов, родительские собрания обязательно. Я очень продвинулась в теме неблагополучных семей, в теоретической части, этот блок был очень ёмкий. В практику возьму педагогический театр. По поводу профессионального здоровья я многое записала, что-то возьму в свою практику, что-то порекомендую другим.
Пызгун Анна Николаевна, заместитель директора по УВР КГБУ Детский дом № 28, с. Богородское, Ульчский район: Для меня было неожиданностью, что мы будем работать на базе Центра, ведь Центр реабилитации у нас в Богородском, как живая легенда. У нас много лет назад приезжали сюда сотрудники, и я знаю, что попасть к вам не просто.
Я отмечаю для себя высокий профессионализм ваших педагогов, каждого. Для себя взяла идею микропедколлективов. У нас немного не слажена эта работа, есть такая проблема, и на курсе я её увидела. Я приеду и буду применять тренинги, возьму у ваших педагогов-психологов методики для сплочения коллектива. Так как я ещё и педагог-организатор, то, несомненно – ключевое дело.
Дети открываются в ключевом деле, именно в нём дети раскрывались очень полно. А вот лично для себя я получила много знаний, а самое главное правильно формулировать мысли. В этом очень помогла проектная деятельность. Когда мы с девочками работали над проектами было очевидно, что у нас очень разный опыт, знания и сложно было найти компромисс. Мы долго спорили, на этом много времени потеряли, но потом у нас получился такой красивый, хороший проект. Работали уже продуктивно, я довольна. У нас был проект «Мирок без тревог» – комната психологической разгрузки. Это моя мечта – воплотить его на базе детского дома.
«В ребёнке видеть, прежде всего, ребёнка»
Ионкин Павел Анатольевич, педагог-психолог КГКУ Детский дом № 24, г. Николаевск-на-Амуре: Были определённые ожидания от этих курсов. Для себя я возьму в практику мозартику, это очень полезно, ведь дети не всегда могут проговорить словами, а выразить свой опыт через цвет, образы. Отметил для себя идею педагогического театра, прекрасная форма.
Ваша идея, как я понял, в ребёнке видеть, прежде всего, ребёнка. Главное – дети. Очень много всего в голове, нужно систематизировать. Это погружение, это даже проживание… Всё произошло на автомате, всё сошлось. Ожидания мои оправдались. Провёл параллель со своим учреждением, я увидел, где и что западает. У нас однозначно есть единомышленники, а значит, будем перенимать опыт.
Хан Мария Игоревна, социальный педагог службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом № 32, с. Некрасовка, Хабаровский муниципальный район: В этих стенах я очень часто использую своё критическое мышление – сразу проанализировать и сказать, за эти две недели этому научилась. Запланируешь в голове, а выдаёшь всё по-другому. Здесь теперь, мне кажется, это делает каждый. Если брать представленные на курсе методики, то я теперь буду применять в своей работе здоровьесберегающие технологии для педагогов. Это очень важно, ведь мы очень сильно устаём, профессионально выгораем. Конкретно в моей работе открытием был педагогический театр! Я не знала, что так быстро можно скоммуницироваться с детьми не зная друг друга. Настолько это было интересно, заводяще, вовлекающе. Мы быстро познакомились и выдали результат, без подготовки. Вот этот метод для меня неоценим, забираю в копилку с собой. Удивил педагогический совет в форме педагогических посиделок. Все поделились своим опытом, представили методы и методики работы.
Мы уже всех педагогов знаем, каждого с душой и теплотой принимаем и видно у каждого на уроке, насколько тонкая эта ниточка связи и воспитателя, и классного руководителя, и детей. Такое сплочение! Настолько это прослеживалось это в ключевом деле. Я о Центре слышала по телевизору несколько раз, потом нашла в интернете, немного почитала и когда для меня открылась перспектива побывать здесь, я была счастлива. А когда я узнала глубину, духовность, увидела сотрудничество с Церковью. Это проявляется во всём, в вашей речи, в ваших рассказах, в вашей радости, с которой вы это делаете. А в новом Доме меня поразила домовая церковь, вид из окна. Это настолько применимо к детям, которые в этом нуждаются, в этой духовности. Все эти тонких невидимые ниточки, которые Александр Геннадьевич вытягивает из всех источников, связывает их, обучает этому свой педагогический коллектив, нас. Так и происходит взаимодействие, коммуникация. Мы учимся у Вас, Вы у нас. То, что я испытала здесь – это конечно удивительно. Я надеюсь, мне ещё выпадет возможность побывать здесь в качестве друга, гостя, слушателя.
Зотова Юлия Владимировна, заместитель министра образования и науки Хабаровского края: Если вы будете брать это в практику, если в вашей практике что-то будет меняться, то это будет самая большая благодарность тому коллективу, что здесь работает. Педагоги в доме влияют на детей, мы же с вами понимаем, что дети тут не просто так оказываются, не потому что родители плохие… Родители для ребёнка всегда хорошие. Мы не успели, не смогли сделать эту семью для него важной, учителя в школе – значимым. Поэтому хочется, чтобы, в первую очередь, мы менялись сами. Мы участвовали родительских собраниях, в заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов. Я пришла и поучилась этому вопросу, потому что работала с детскими домами, и поняла, что дети несчастны сами по себе, а более несчастны становятся от того, что наша система не совершенна. Для меня это тогда было открытие, одно из самых печальных в моей жизни. И для вас, как для педагогов, сопровождающих деток в семьях, важно понимать, как научить чужую семью любить не простого ребёнка. Это большой труд.
Детишек не хотите подружить? Когда идёт от взрослого к ребёнку – это одно, а вот когда от ребёнка к ребёнку не плохому научить, а хорошему – это дорогого стоит. Вот, может быть, иногда устраивать совместные мероприятия, выезды. Может быть это попробовать в развитии нашего разговора… Ведь бывают ребята к которым ну никак не находится ключик. Может, стоит ему приехать сюда и пообщаться с детишками старших классов, которые скажут: «Друг, ты конечно молодец, что ты такой крутой, но ты можешь закончить плохо, а мы вот знаем, что всё можно закончить намного лучше». Возможно, если бы мы вовремя подхватили ребенка, этот негативный перелом бы не случился. Возможно, если есть трудности, можно вводить такие моменты гостевания.
Мы иногда даже не умеем послушать друг друга. То, что вы это осознали, что мы иногда не умеем просто общаться – это в работе управленца очень важно. Услышать и понять… То, что Вы это осознали – это дорогого стоит. Я тоже осознаю каждый день свои проблемы, это наша внутренняя рефлексия. Мы так созреваем, растём.