«Самое сильное потрясение –поездка в СИЗО. Лягу костьми, но ни одного ребенка туда не отпущу».Рефлексия слушателей курсов о практических занятиях с несовершеннолетними в Следственном изоляторе

«Самое сильное потрясение – это поездка в СИЗО. Лягу костьми, но ни одного ребенка туда не отпущу»

Ионкин Павел Анатольевич педагог-психолог, КГКУ Детский дом № 24 г. Николаевск-на-Амуре:Ожидания предстоящего мероприятия у всех были разные. Все-таки мы ехали не в детский сад, а в серьезное пенитенциарное учреждение. Я обратил внимание, что глаза у всех слушателей горели. Но когда мы расселись, все дети приняли закрытые позы. Ожидание было от них: что вы там нам покажете. Контакт был налажен сразу после первого упражнения, и пошло открытие.

Им захотелось по итогу рассказать о себе, конечно, где-то присутствовал элемент бравады «машины не воруем, только телефоны». Но, тем не менее, контакт был налажен, и я так понял, что среди них был один отверженный паренек. Он сидел отдельно. Мы этот момент замяли. Он получал столько же внимания, сколько и все остальные. Хочется сказать, что все педагоги были включены, все было в хорошем рабочем темпе. В конце чувствовалось единение, создалась атмосфера доверия и непринуждённости. Никто за язык никого не тянул. Они начали даже между собой разговаривать и где-то с нами. Когда был обмен веревочками, взрослые начали первые, и дети тоже захотели обменяться ими. У них горящие глаза, они с интересом работали с нами. Это хороший опыт. Один из парней сказал «Я отсюда выйду, выучусь и сделаю так, чтобы моя мать ни в чем не нуждалась».

Чугуева Мария Сергеевна, педагог-психолог КГБУ Детский дом № 32 с. Некрасовка: День начался с посещения СИЗО, я была настроена серьезно. Мы долго ожидали, было понятно, что у него пропускной режим. Когда мы попали туда, нас достаточно нормально встретили, предоставили кабинет, где проводили тренинг. Пришли мальчишки, 17-18 лет. Мальчишки расположились к нам, была хорошая атмосфера. Среди них был воспитанник нашего детского дома, мы были рады его увидеть. Видно, что он воспрял духом. Я отметила, что глаза у всех добрые. Все участвовали в тренинге. Все шло по плану, кроме того что мы потеряли много времени, и поэтому не все успели. Но мы обменялись мнениями. Самое значимое упражнение было с пожеланиями и ниточками. Потом просто побеседовали. В целом все прошло нормально, у меня хорошие ощущения.

Огурцова Маргарита Николаевна, социальный педагог МБОУ СОШ с. Ильинка: Я сюда ехала с большим дефицитом знаний о работе с детьми с девиантным поведением, как теоретических, так и практических. И естественно самое сильное потрясение – это поездка в СИЗО. Теперь я знаю, что лягу костьми, но ни одного ребенка со своей школы я туда не отпущу.

«Когда я была там, у меня было спокойствие,

а когда села в автобус, то у меня потекли слезы рекой»

Толмачева Екатерина Владимировна, педагог-психолог, КГКУ Детский дом №12 г. Амурск: Я была в другой группе. Мы разбились на подгруппы. По 6 человек детей и 5 педагогов. Парни встретили нас добродушно. Сначала у двоих не было настроения, но потом отслеживалась динамика именнопо занятию в тренинге. У нас все весело и легко проходило, мы и смеялись, и сами парни шутили. Очень сплотились. При упражнении с рисованием мечты, двое парней (Александр и Данил) изначально ничего не нарисовали. То есть был пустой лист, и мы нарисовали сами им мечты. Если Данил был согласен с этой мечтой и сказал, что он хочет мечтать, то Александр полностью противоречил всему, но он прорисовывал другим. Александр сказал, что он просто хочет домой. Всем очень понравилось, причем дети первые начали вязать нам веревочки. Когда я была там, у меня было спокойствие, а когда села в автобус, то у меня потекли слезы рекой. Появилась какая-то тревога, у меня смешанные чувства.

Тропина Елена Владимировна, социальный педагог КГБОУ ШИ №9 п. Переясловка, район им. Лазо:Конечно, вначале мне было страшновато. Вчера после Вашей лекции, когда Вы приводили примержаргонных выражений, я задумалась: «куда я еду?». С этой мыслью смирилась, дала себе приказ, цель, что если я уже согласилась на это, я должна туда поехать.

Поначалу было страшновато. Когда детям надо было нарисовать свою мечту, они нарисовали домики. А когда домики кончились, уже начали рисовать отдельные фрагменты своей мечты. Когда вернулись наши рисунки, стали понимать, что у всех была одна мечта – чтобы был дом. Но меня потревожила фраза, когда я сидела возле Максима, он сказал: «Я хочу дом вдалеке от города, чтобы был свежий чистый воздух и я был один. Я люблю одиночество». Я пожелала ему, когда стали завязывать веревочки, дала установку на то, что одиночество это плохо, что нужны рядом люди. Чтобы и ты мог сам протянуть руку помощи, и ты сам мог помогать. Когда я вышла из СИЗО, не могу это назвать облегчением, но у меня была тревога, какие-то смешанные чувства. В душу запали именно Максим и Миша.

Трое мальчишек были более адаптированные, хотя они приехали в четверг. А Миша и Максим были зажаты. Я рядом с Максимом сидела и старалась общаться с ним, он выходил на контакт. Только два человека позволили себя обнять. Повязали веревочки и приобняли. У них есть там все, но любовь и заботу матери ничто не заменит. Они говорили открыто, говорили те вещи, о которых думали здесь и сейчас.

Доренская Надежда Михайловна, педагог-психолог, учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Бикин: За сегодняшний день самым ярким событием была поездка в СИЗО. В целом, я осталась ей довольна. Потому что настраивалась на что-то серьезно. Дети были к нам расположены.