Тема: “Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением”

В последнее время все большее количество подростков и даже детей младшего школьного возраста охватывается уголовной субкультурой. Своеобразный характер носят межличностные отношения в группах этих подростков. Здесь действуют асоциальные нормы, правила, требования, традиции, ценности: клички, «общий котел», асоциальные клятвы, ритуалы, уголовный жаргон, преступная иерархия и т.д. Наряду с наличием примитивных, утилитарных, аномальных потребностей членам асоциальных групп подростков свойственна извращенная направленность таких естественных потребностей, как потребность в самозащите, в товариществе, в общении, что приводит к искаженным представлениям о дружбе, товариществе, долге, чести. У этих ребят деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности, утрачен интерес к учебе.

Определение несовершеннолетних в воспитательные колонии или закрытые учебно-воспитательные учреждения системы образования, как правило, приводит к их дальнейшей социально-психологической дезадаптации, повышению уровня криминальной «квалификации».

Рост числа детей с девиантно-криминальным поведением в период социальных потрясений, политической и экономической нестабильности выводит на первый план задачи оказания им квалифицированной педагогической поддержки, обеспечивающей возможности психолого-педагогической реабилитации таких детей, их успешной социальной интеграции.

Цель создания программы – осмыслить основные методологические подходы и принципы, полагаемые в основу обучения педагога-реабилитолога; определить оптимальное (необходимое и достаточное) содержание и наиболее эффективные методы и формы повышения его квалификации.

Задачами программы являются:

1. Создание условий для осознания содержания проблем, связанных с профессиональной компетентностью педагога-реабилитолога.

2. Психолого-педагогическая поддержка и научно-методическое сопровождение процесса повышения квалификации педагога-реабилитолога.

3. Повышение эффективности практической деятельности педагога-реабилитолога на основе отрефлексированного опыта, развития новых подходов к педагогической реабилитации.

Эти задачи определяют характер отбора и структурирования содержания образовательной программы, определение способов работы с педагогами-реабилитологами в процессе повышения квалификации.

Методологическими основаниями построения и реализации программы являются:

– представления о каждом участнике реабилитационного процесса как о субъекте своей жизнедеятельности, авторе своей судьбы;

– синергетические положения о наибольшей эффективности незначительных по силе, резонансных воздействий на сложную систему, определяющие характер деятельности педагога-реабилитолога.

– философско-психолого-педагогические идеи о диалогичности как сущностной характеристике а) природы человека и его бытия б) межсубъектных связей; в) педагогического процесса;

Принципы обучения педагогов-реабилитологов:

1. толерантности;

2. рефлексивности;

3. практикоориентированности;

4. позитивного отношения к конфликту;

5. повышения профессиональной компетентности через работу с самим собой.

Содержание образовательной программы повышения квалификации включает предметный, технологический и субъективный компоненты.

Инновационным является способ организации курсов повышения квалификации – включение слушателей в деятельность образовательного учреждения для несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением.

Программа повышения квалификации :

Специализация «Педагог улицы»
Специализация «Педагог-психолог-конфликтолог»
Специализация «Воспитатель-реабилитолог»
Специализация «Мастер производственного обучения-реабилитолог»
Специализация «Учитель-реабилитолог»
Специализация «Проектировщик реабилитационно -воспитательных систем»

Авторы инициативы:

  • Педагогический коллектив Центра

Специализации центра:

  • педагог улицы;
  • педагог-психолог-конфликтолог;
  • учитель-реабилитолог;
  • воспитатель-реабилитолог;
  • мастер производственного обучения-реабилитолог;
  • проектировщик реабилитационно-воспитательных систем

Методические материалы, сопровождающие реализацию воспитательной деятельности

  1. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему  общению. – Хабаровск: Изд-во «Колорит», 2001. – 182 с.
  2. Москвин В.Г. Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Почти невыдуманные диалоги: Учебное пособие к курсу повышения квалификации работников образовательных учреждений. – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
  3. Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологической компетентности: Учебное пособие к курсу “Повышение конфликтологической компетентности”. – М.: АПКиПРО, 2002. – 148 с.
  4. Москвина Н.Б. «Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации»: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2002. –148 с.
  5. Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого  воспитания: Учебное пособие. Издание второе, дополненное и переработанное. – М., 2002. – 149 с.
  6. Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – Москва: АПКиПРО, 2001. – 150 с.
  7. Петрынин А.Г., Григорова В.К. Преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности. – Москва: АПКПРО МО РФ, 2001. – 100 с.
  8. Петрынин А.Г., Цилуйко Р.М. Социально-педагогическая реабилитация неблагополучных семей. Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2002.  — 80 с.
  9. Хрестоматия по добротворчеству./ Сост. А.Г. Петрынин. – Москва: АПКПРО МО РФ, 2001. – 142 с.
  10. Организация деятельности подростков с асоциальным поведением в образовательных учреждениях. Сборник научных статей  и методических рекомендаций./ Сост. А.И. Малофеева, И.В. Калинина, А.Г. Петрынин и др. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001. – 73 с.
  11. Посвалюк Н.Э., Петрынин А.Г., Агеева Г.Н. Психологические расстройства у подростков с девиантно-криминальным поведением и вопросы организации лечебно-реабилитационной работы. Методические рекомендации. – Хабаровск, 2001. – 32 с.
  12. Тагильцева В.М. Экологическое воспитание детей с отклонениями в поведении. Методические рекомендации. -Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001-34 с.