Вызвали интерес результаты опроса детей «Слова, сказанные педагогом, которые меня вдохновили или поддержали». Педсовет «Лингвоэкологическое воспитание несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением как средство оздоровления языкового пространства и фактор безопасности современного образовательного процесса»

В ноябре в Центре прошло заседание педагогического совета на тему: «Лингвоэкологическое воспитание несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением как средство оздоровления языкового пространства и фактор безопасности современного образовательного процесса».

Заседанию предшествовала серьезная работа:

– Состоялся научно методический семинар с участием кандидата психологических наук Е.В. Кулеш «Психолого-педагогические основы  лингвоэкологического воспитания несовершеннолетних с отклонениями в  поведении: нравственное оздоровление языкового пространства и безопасность современного образовательного процесса».

– Родительский лекторий «Лингвоэкологическое воспитание несовершеннолетних в семье».

– Проведены совещания при директоре: «Деятельность сектора дополнительного образования и библиотеки по лингвоэкологическому воспитанию подростков с отклоняющимся поведением. Итоги комплектования кружков. Согласованность действий микропедколлективов  6А и 7А классов»; «Деятельность мастеров производственного обучения по лингвоэкологическому воспитанию подростков с отклоняющимся поведением. Согласованность действий микропедколлективов токарного и столярного дела».  

Тема педагогического совета была предложена молодыми педагогами Центра, поддержана методическим объединением учителей.

Специалистами Центра отмечается, что у воспитанников с девиантно-криминальным поведением слабо развиты рефлексивные навыки, скудный словарный запас, низкий уровень развития навыков эффективной коммуникации. Речь богата жаргонизмами, заимствованными словами, словами-паразитами, нецензурной бранью, что подтверждает актуальность темы педагогического совета.

Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении.

Оздоровление языкового пространства является важным фактором развития и социализации подростков с девиантно-криминальным поведением.

С основным докладом на заседании педагогического совета выступила заместитель директора Центра В.А. Кузнецова. В докладе был представлен анализ деятельности всех служб Центра по лингвоэкологическому воспитанию несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением, как средства оздоровления языкового пространства и фактором безопасности современного образовательного процесса.

Педагог-психолог П.А. Дементеева представила в своём докладе результаты исследования ценностных ориентаций воспитанников в условиях лингвоэкологического воспитания. Данный диагностический модуль был разработан Институтом изучения детства, семьи и воспитания, адаптирован психологами Центра и позволил изучить ценностные ориентации детей, родителей и педагогов.

Учитель-логопед О.С. Красникова провела исследовательскую работу на тему:  «Слова-паразиты в речи воспитанников Центра». Целью работы было узнать, насколько часто учащиеся Центра употребляют слова-«паразиты» в своей речи, какие именно, и почему это происходит; выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением; привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора. Представила результаты исследования, которые отражают актуальную ситуацию по данной тематике, и предложила пути решения.

Воспитатель Н.О. Безрукова представила опыт работы воспитательной службы и сектора дополнительного образования по лингвоэкологическому воспитанию подростков.

Конечно же, ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, принадлежит преподавателям русского языка и литературы, однако родной язык в общеобразовательной школе – это не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим развитие речевой активности является главной задачей для любого педагога. Учитель В.В. Могорычева представила доклад: «Лингвоэкологическое воспитание на уроках математики, физики, химии», в котором, отразила методики и педагогические идеи, которые использует на своих уроках.  

Практическая часть была проведена психологической службой. Обобщив опыт Центра о влиянии на языковое и речевое восприятие ребёнка, создании благоприятной и комфортной речевой среды, влияющей на его духовное развитие, предложено вспомнить о замечательном инструменте лингвоэкологии – устном народном творчестве. И поиграть в метафорическую игру «В гостях у сказки». Данная игра проводится для смены психологических установок, поиска и выработки новых решений в сложных ситуациях. Педагоги разделились на три подгруппы и анализировали отрывки всем известной сказки «Морозко». Фрагменты были подобраны таким образом, что каждый из них позволял увидеть педагогическую проблему, оценить речевую ситуацию, найти пути решения с позиции педагога, родителя и ученика.

На педсовете выступили: учителя О.В. Гайнутдинова, Ю.В.Подволочкина, А.М. Визина, Н.А. Бойцова; воспитатели А.О. Калунина, М.В. Ежова, Д.В. Богуславский.

Вызвали интерес результаты опроса детей «Слова, сказанные педагогом, которые меня вдохновили или поддержали»:

– Центр – это как дом, это как одна семья, поэтому всем не всё равно, мы всё про всех видим и переживаем.

– Учись здесь, Серёга, в школе тебе будет труднее.

–  У тебя всё получится, главное иди до конца!

– Не смотри на других, думай своей головой!

         – Ты знаешь, что всегда можешь мне позвонить, написать и всё обсудить…

– Я любовью своей тебе помогу, а ты давай, только вперёд! Знаешь, что в случае чего ты можешь ко мне обратиться.

– Знаешь, жизнь – это бесконечный поток эмоций, а эта дрянь, хоть и даёт некий кайф, но потом ты сильно будешь сожалеть.

– Молодец, растёшь!

– Не надо смотреть на других, за собой смотри.

– Ты всё сможешь! Пытайся лучше!

– Мы тебя любим!

– Пока ты не полюбишь себя, тебя никто не полюбит. Чувствуй себя уверенной!

Из рефлексии участников педагогического совета:

Ю.В. Подволочкина, учитель английского языка: «Спасибо большое за содержательный и, в тоже время, увлекательный педагогический совет. Сегодня мы услышали много форм и методов лингоэкологического воспитания, которые можем использовать на практике.  Замечательная идея – использовать народный фольклор как средство формирования правильных норм поведения».

О.В. Гайнутдинова, учитель истории и обществознания: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Но, к сожалению, современные  дети, учащиеся нашего Центра не обладают не то чтобы богатым словарным багажом, а даже элементарные вещи из своей обыденной жизни не могут изложить грамотным, чистым языком. Не используют в речи обороты, не говорят полными предложениями. Чаще всего используют сленг, вульгаризмы, ненормативную лексику. И соответственно, частой проблемой на моих уроках истории и обществознания является то, что дети не понимают смысла прочитанного текста, не могут понять смысла заданий, часто просят «объяснить нормальным языком».

Поэтому хочется выразить огромнейшую благодарность, прежде всего, Подволочкиной Юлии Викторовне за предложенную тему. Тема для всех нас педагогов интересна. Но как эту сложную тему представить на педагогическом совете Центра?  Какими методами, приемами показать, что «ларчик просто открывается», что всё в наших руках?

Подготовили педагогический совет психологи центра во главе с Кузнецовой Валерией Анатольевной. Педсовет длился около двух часов, но время пролетело незаметно! Потому что и доклад по теме был и лаконичным и содержательным, а практическая часть под руководством Селезнёвой Татьяны Ванкаремовны в очередной раз показала, что всё гениальное – просто.  Все педагоги вспомнили, как, с помощью каких средств можно обогащать словарный запас детей. За это вам, педагоги-психологи, огромное спасибо!