В Центре прошло заседание педагогического совета «Семья и Центр: сотрудничество в профилактике отклоняющегося поведения ребенка», посвященное обсуждению методов и подходов к совместной деятельности педагогов и родителей для эффективной коррекции поведенческих проблем у учащихся.
Основным докладчиком выступила и.о. заместителя директора С.Ю. Тихонова. В ходе доклада были рассмотрены различные аспекты этой важной темы, включая причины возникновения отклонений, роль семьи в развитии личности ребенка и профилактике отклонений в поведении, взаимодействие педагогов и узких специалистов Центра с семьями воспитанников.
Тема детско-родительских отношений занимает одно из важных мест в коррекции девиантного поведения. Так, психологической службой Центра проведено исследование детско-родительских отношений воспитанников и их семей. С результатами диагностики выступила педагог-психолог Т.В. Селезнева и рассказала педагогическому коллективу о детских проблемах, с которыми сталкиваются родители, и с чем связано большинство этих проблем.
Совместная работа с родителями и детьми над проектами и событиями в Центре является элементом успешного образовательного процесса. Опыт взаимодействия с семьей в профилактике отклоняющегося поведения ребенка с использованием учебных предметов представили учителя-предметники П.А. Зуева и В.В. Могорычева.
Важно проводить совместные события с родителями, такие как «Мозговой штурм», физические эксперименты, где дети могут продемонстрировать свои знания и умения. Такие события способствуют укреплению связи между родителями и детьми, а также повышает интерес к учебным предметам.
Основываясь на принципах взаимопомощи и поддержки, Центр и семья могут создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя защищенным и любимым. Регулярное общение, взаимное доверие и понимание помогают выстраивать эффективные стратегии воспитания, способствующие гармоничному развитию каждого ученика.
Опытом работы по организации совместных внеклассных событий для родителей и детей рассказала воспитатель М.В., Ежова.
Проведение таких событий является эффективным способом сблизить родителей с Центром, познакомить их с образовательной и воспитательной деятельностью школы, а также позволяет родителям принимать активное участие в жизни своего ребенка.
В деятельности структурных подразделений Центра по профилактике отклоняющегося поведения подростков немаловажным является взаимодействие мастера производственного обучения с родителями учащихся. Это взаимодействие помогает создать благоприятную среду для развития ребенка, обеспечить поддержку со стороны семьи и школы, а также вовремя выявить возможные проблемы и предотвратить их усугубление.
О важности сотрудничества мастеров производственного обучения с семьями воспитанников, аспектах этого сотрудничества, направлениям работы, рассказала мастер производственного обучения Л.П. Злепкова.
Профилактика отклоняющегося поведения – это сложный процесс, требующий комплексного подхода. Объединяя усилия учителей, узких специалистов, мастеров, воспитателей и родителей, можно создать лучшие условия для обучения и роста каждого ребенка.
Во второй части педагогического совета педагогам было предложено принять участие в ролевой игре, где они испытали себя в роли родителей и детей в рамках детско-родительского тренинга. Каждому участнику были выданы определенные роли, и педагоги с легкостью вжились в них.
Для первой группы был предложен диагностический тренинг, который проводила педагог-психолог П.А. Зуева. Все участники получили бланки с диагностическими заданиями. Первой из них была диагностика ролей в играемой семье. Участникам необходимо было распределить между членами семьи функциональные роли как: организатор домашнего хозяйства, закупщик продуктов, казначей, его превосходительство плохой исполнитель обязанностей и др.; и роли взаимодействия: любитель поболтать, сторонник строгой дисциплины, уклоняющийся от обсуждения проблем и др. В ходе работы над диагностикой участники поменялись бланками и обсуждали, на сколько противоречивы их ответы, были ли навязаны им эти роли или они реальны. Многие из «родителей» поделились впечатлением, проговорив, что их удивило как видят их «дети».
Другая методика, «ДОМ», раскрывала степень удовлетворения базовых потребностей ребенка в семье. От 0 до 10 участники тренинга выставляли баллы на графе потребностей: физиологические потребности, безопасность, потребность в любви и принадлежности, уважение, самоактуализация. После того, как были расставлены баллы, нужно было на графике поставить точки и начертить дом. Увидев, какие дома получились в игровых семьях, началось бурное обсуждение проблем.
Аналитиками в группе выступили О.В Гайнутдинова, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации и педагог-психолог А.Р. Самусева.
Вторая группа принимала участие в творческом тренинге «Наше семейное гнездо», который проводила педагог-психолог И.А. Гаврись.
Аналитиками в группе выступили О.Н. Примакова, учитель высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации и Селезнева Т.В. педагог-психолог высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федераци.
Педагоги отвечали на вопросы «Какие проблемы в вашей семье?» и «Какие пути решения вы видите?».
Обсуждение закончилось представлением наработок всем участникам педагогического совета, которые легли в основу решения.