Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Хабаровский краевой центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи”


 

Специализация «Педагог улицы»


 


Авторский коллектив: Москвин В.Г., Петрынин А.Г., Агеева Г.Н., Кравец Е.П.., Осинных С.А., Хохоева М.С.

Описание профессиональной деятельности педагога улицы Описание учебной деятельности слушателей по специализации «Педагог улицы» Учебно-тематический план повышения квалификации по специализации «Педагог улицы» Содержание программы Литература


 


 

Описание профессиональной деятельности педагога улицы


Цель деятельности:оказание психолого-педагогической поддержки личностного, жизненного, профессионального самоопределения несовершеннолетним с девиантно-криминальным поведением, основным местом пребывания которых является улица.


Задачи- поиск, установление и поддержание непосредственного неформального контакта с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением;


– оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимися в критической жизненной ситуации;


– профилактика беспризорности: в первую очередь, не допускать появления на улице «новеньких» детей;


– изучение и отслеживание личных историй «детей улицы со стажем», их интересов, связей с родителями, родственниками, бывшими одноклассниками, криминальной и маргинальной средой;


– психолого-педагогическая помощь ребенку на улице, ориентировка его в реабилитационном пространстве микрорайона, мотивирование на сотрудничество в ресоциализации;


– организация взаимодействия со значимыми для несовершеннолетнего взрослыми (родственники, соседи и др.) и сверстниками, способными оказать на него позитивное влияние; координация деятельности всех субъектов педагогического пространства микрорайона по оказанию помощи конкретному ребенку, обеспечивая «обратную связь» с ним;


– поиск возможностей привлечения ребят улицы с девиантно-криминальным поведением к социально приемлемой деятельности, соответствующей их интересам и склонностям;


– профилактика беспризорности и преступности в среде несовершеннолетних;


– минимизация негативного влияния детей и подростков улицы на учащихся образовательных учреждений, в том числе, на воспитанников реабилитационных учреждений, наиболее подверженных воздействию маргинальной среды.


При работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением педагог улицы должен руководствоваться следующими основными принципами:


– принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего;


– принцип добровольности (ничего не требуй – только предлагай; не навязывай свою помощь: без согласия подростка на сотрудничество педагог ограничивается наблюдением, и продолжает попытки установления доверительного контакта с целью получения такого согласия;


-активное вмешательство в ситуацию вопреки его воле возможно в случае, если присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего);


– принцип принятия (видеть в «детях улицы» не то, что в них сейчас есть плохое, а то лучшее, что в них могло бы быть и будет: в первое время полностью отказаться от оценок их негативных поступков, продиктованных, прежде всего, стремлением выжить в сложных условиях; после возникновения доверительных отношений, выражая свое мнение, учитывать условия, в которых они живут);


– принцип доверия (при непосредственном контакте – отказ от подозрений по отношению к информации, которую выдает несовершеннолетний; позже каждый ее фрагмент, эпизод досконально проверяется);


– принцип открытости (быть честным и откровенным при общении с подростками, не выворачивая себя перед ними «наизнанку»; не разрывать, но и не сокращать дистанцию); – принцип нейтральности (отказ от роли «третейского судьи» в спорах, предельная корректность в оценках и высказываниях о родителях, враждебных группировках, других несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением).


Основные направления деятельности педагога улицы: – сбор полной оперативной информации о состоянии детско-подросткового сообщества в микрорайоне (определение общего количества несовершеннолетних, живущих на улице в микрорайоне (районе, городе);


– оказание оперативной и плановой психолого-педагогической поддержки детям и подросткам улицы (посредством психолого-педагогической диагностики и установления с ними договорных отношений с целью профилактики, коррекции и преодоления девиантно-криминального поведения, а при необходимости обеспечение перехода несовершеннолетнего с улицы в реабилитационные учреждения;


– организация продуктивного, педагогически целесообразного взаимодействия с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, родителями, детскими и подростковыми клубами, объединениями, центрами занятостями молодежи;


– изучение и анализ условий жизни и поведенческих тенденций, подготовка предложений по совершенствованию работы с уличными детьми.


Предметная область диагностики:- характер взаимоотношений в детской и подростковой уличной среде;


– отношения со взрослыми социальной и асоциальной направленности;


– личностный и ролевой статус подростка в неформальной группе;


– речевые и поведенческие характеристики детей и подростков;


– сфера жизнедеятельности неформальной группы; объекты ее особого внимания и интереса;


– постоянные места встречи членов группы;


– характер и направленность данной группы и ее отдельных членов: активный – пассивный, агрессивный – неагрессивный и т.д.


– интересы и склонности ребят, имеющие социально приемлемую направленность, и не получающие развития в уличной среде и др.


Основные методы диагностики:- наблюдение;


– индивидуальные и групповые беседы;


– обобщение независимых характеристик;


– анализ реальных и создание модельных ситуаций поведенческого выбора.


Выбор приоритетных диагностических методов определяется спецификой объекта и условий диагностики.


Предметная область установления договорных отношений:- определение этапов, содержания и степени участия в реабилитации обеих сторон – педагога и несовершеннолетнего;


– формы получения психолого-педагогической поддержки со стороны педагога улицы и других взрослых;


– принимаемые и отторгаемые ребятами нормы и законы жизни улицы;


– возможности возвращения в социально приемлемую детскую и подростковую среду;


– реализация и развитие позитивных интересов и склонностей;


– профессиональные интересы, возможности и способы их удовлетворения;


– коррекция взаимоотношений с родителями и другими членами семьи;


– характер взаимоотношений неформальных уличных детских и подростковых групп с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений, в том числе Центра реабилитации.


Методы установления договорных отношений:- беседы;


– неформальные дискуссии;


– заключение пари, соглашений, составление устных или письменных договоров.


Организация работы педагогов улицы с детьми предполагает:1) работу в парах “парень-девушка”, позволяющую соблюсти баланс между безопасностью, с одной стороны, и формированием доверия у ребенка, с другой;


2) работу преимущественно в вечернее время, когда в поле зрения попадает наибольшее количество несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением;


3) пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории педагогами;


4) закрепление педагогов за определенной территорией, конкретным микрорайоном, который они должны хорошо знать и ориентироваться в нем;


5) волонтёрскую деятельность: подключение к работе взрослых и детей, на которых можно положиться;


6) соблюдение «техники безопасности»: работать всегда в парах особенно при посещении подвалов, чердаков и т.д.; избегать прямых контактов с детьми и взрослыми, находящимися в состоянии алкогольного токсического опьянения; откликаться на предложения несовершеннолетних посетить их место обитания только после того, как собрана информация, гарантирующая безопасность; свести к минимуму телесный контакт во избежание заражения; после работы тщательно мыть руки, почистить одежду и т.д.


7) наличие специальных денег на карманные расходы, позволяющих разговорить ребенка через угощение, фонарика для обследования чердаков, подвалов, а также «рабочих документов»: удостоверения педагога улицы (для работников милиции, прохожих, родителей и др.); записной книжки (для оперативной записи значимой информации) с телефонами приютов, больниц и др. Организационный аспект участия педагога улицы в создании педагогического пространства микрорайона: – выполнение педагогом улицы роли проводника несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в сферу реабилитационного пространства микрорайона;


– установление взаимодействия с детскими и молодежными организациями социально приемлемой направленности, вовлечение в их жизнедеятельность ребят улицы;


– активизация связей с учреждениями дополнительного образования;


– поиск добровольных помощников, создание системы волонтеров для работы с подростками улицы;


– участие в формировании и проведении дворовых и районных программ работы с группировками, внушающими особое опасение, оказание на них позитивного педагогического воздействия;


– непосредственное участие в разработке и реализации адресных индивидуальных программ реабилитации для несовершеннолетних, имеющих значительный опыт уличной жизни.


Формы участия педагога улицы в создании педагогического реабилитационного пространства микрорайона: – выступления педагогов улицы на педсоветах школ и учреждений дополнительного образования;


– распространение листовок с просьбой сообщить информацию о детях, нуждающихся в помощи;


– встречи с членами молодежных социально-позитивных объединений, совместные обсуждения проблем уличных детей и подростков, возможностей сосуществования и характера взаимодействия различных молодежных субкультур;


– привлечение социально активных, педагогически и психологически ориентированных молодых людей к установлению контакта и взаимодействию с детьми и подростками улицы;


– предоставление последним возможности альтернативной самореализации (вовлечение их в личностно привлекательные сферы жизнедеятельности молодежных объединений);


– встречи со студентами и общественностью с целью а) информирования о состоянии подростковой преступности; б) привлечения волонтеров (в том числе из бывших «трудных») к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением;


– изучение и реализация возможностей мотивации и стимулирования добровольцев;


– организация психолого-педагогического ликбеза для педагогов улицы на общественных началах.


Направления продуктивного, педагогически целесообразного взаимодействия с правоохранительными органами: – получение информации от инспекторов и участковых о криминальной ситуации в районе в целом и по подростковой преступности;


– информирование о нарушениях прав ребенка, негативном влиянии взрослых на детей (вовлечение в противоправную деятельность);


– тесное сотрудничество, налаживание партнерских отношений с комиссиями по делам несовершеннолетних;


– поиск оптимального сочетания психолого-педагогических и административных форм и методов взаимодействия с подростками улицы;


– усиление профилактической составляющей деятельности правоохранительных органов.


Формы установления педагогически целесообразного взаимодействия с правоохранительными органами:


– совместные совещания;


– информационные встречи;


– совместные лекции, семинары;


– дискуссии.


Критерии оценки эффективности деятельности педагога улицы:Количество детей, которых удалось увести с улицы. Это дети, которые вернулись к учебе, в семью, стали посещать кружки, секции, были устроены в приют, переехали жить к родственникам и т.п.


Количество детей, переставших употреблять наркоти-ки, токсичные вещества, алкоголь, табак.


Количество несовершеннолетних и группировок с криминальной направленностью, включенных в программы, направленные на их педагогическую реабилитацию.


Количество детей, задействованных в мероприятиях, проводимых уличными работниками. Это дети, включенные в районные мероприятия досугового и культурно-спортивного плана.


Наличие положительной динамики в снижении детской преступности в районе.


Количество организаций и добровольцев, включившихся в педагогическую работу с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением благодаря деятельности педагогов улицы.


Соблюдение трудовой дисциплины: отсутствие опозданий прогулов, посещение всех учебных программ, проводимых в рамках повышения квалификации, выработка полного объема рабочих часов, правильное, аккуратное и своевременное ведение документации и сдача отчетов, отсутствие ЧП в районе, связанных с деятельностью педагогов улицы.


Работа по самообразованию. Успешная учеба в вузе по своей специальности, чтение специальной литературы, изучение опыта коллег и т.д.


 

Описание учебной деятельности слушателей по специализации «Педагог улицы»


Содержание и способы организации учебной деятельности направлены на оснащение педагогов улицы психолого-педагогическими средствами, адекватными характеру профессиональной деятельности и стоящим перед ее субъектом задачам.


Приоритетное внимание уделяется диагностическим методам, и в первую очередь, методу включенного наблюдения; приемам и способам визуальной диагностики, развитию наблюдательности как профессиональной способности.


Важное место в содержании обучения отведено психологии и педагогике общения, особенно в рамках договорного процесса.


Для данной специализации прикладной характер приобретают философско-методологические идеи синергетики, и, в первую очередь, идеи о нелинейности развития сложных систем, об эффективности малых резонансных воздействий на личность.


Отбор содержания и методов обусловлен также теми умениями, которые должны быть сформированы в процессе повышения квалификации: перцептивные (умение адекватно воспринимать актуальное состояние и образ ребенка в целом); эмпатические (умение сочувствовать и сопереживать); коммуникативные (умения а) осуществлять активное слушание, б) сообщать о своих чувствах и проблемах, не обвиняя и не указывая, как следует ребенку себя вести, в) доносить информацию с минимальными искажениями, г) быть убедительным, но не назидательным); рефлексивные (умение подвергать рефлексии собственную деятельность, личностную и профессиональную позицию, а также организовывать рефлексию партнеров по взаимодействию и детей улицы).


Логика организации учебной деятельности определяется в контексте идеологии и технологии психолого-педагогической поддержки профессионального саморазвития педагогов улицы, включающей все ее этапы: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.


Освоение и совершенствование способов профессиональной деятельности происходит в процессе их практической реализации под руководством наставника, т.е. в ходе активной практики и ее рефлексии.


Значительное место в учебной деятельности занимают тренинги (в том числе с применением записывающей видеоаппаратуры), игры, практикумы, дискуссии, выполнение индивидуальных и групповых заданий во внеучебное время, включенное наблюдение, организация «коллективной мыследеятельности», сквозная рефлексия всего происходящего на курсах повышения квалификации.


 


Учебно-тематический план повышения квалификации по специализации «Педагог улицы»


 


 


Название темы


Вид занятия


Количество часов


Вводная часть


Беседа с использованием результатов предварительного анкетирования


2


Тренинговый блок – 30 часов


Название темы


Вид занятия


Количество часов


Сензитивность как профессионально важное качество педагога улицы


Видео-тренинг сензитивности


10


Общение как средство профессиональной деятельности педагога улицы


Коммуникативный видео-тренинг


10


Рефлексивность как характеристика профессионально-педагогической деятельности и профессионально важное качество педагога улицы


Рефлексивный видео-тренинг


10


Теоретический блок – 12 часов

Название темы


Вид занятия


Количество часов


Нормативно-правовые основы деятельности педагога улицы. Роль и место педагога улицы в воспитательной системе образовательного учреждения (Центра педагогической реабилитации детей)


Лекция-беседа


2


Психолого-педагогическая поддержка как актуальная идея и современная образовательная практика


Лекция-беседа


2


Философско-психологические основания психолого-педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением


Лекция, реферативные сообщения


4


Педагогические основы психолого-педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением


Лекция-диалог


4


Теоретико-рефлексивно-практический блок – 60 часов

Название темы


Вид занятия


Количество часов


Специфика прохождения этапов поддержки несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в деятельности педагога улицы


Семинар


2


Диагностический этап психолого-педагогической поддержки в работе педагога улицы


Лекция, практикум, активная практика,рефлексия


16


Договорной этап психолого-педагогической поддержки с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением


Семинар, практикум, активная практика, рефлексия


16


Молодежная субкультура – ценности, вкусы, кумиры. Возможность диалога.


Дискуссия с представителями детских и юношеских объединений


4


Криминальная субкультура, возможно ли ей противостоять.


Встреча с представителями правоохранительных органов


4


Создание педагогического реабилитационного пространства как средства профилактики и борьбы с маргинализацией и криминализацией детей и подростков.


Лекция-полилог


4


Поиск волонтеров для помощи несовершен-нолетним с девиантно-криминальным поведением


Деловая игра


2


«Возьмемся за руки, друзья!»


Коллективная мыследеятельность (совместный семинар педагогов улицы, педагогов дополнительного образования, представителей молодежных объединений и правоохранительных органов по разработке проекта совместной помощи детям улицы (программа «Доброволец»)


8


Подведение итогов курсов повышения квалификации, определение перспектив дальнейшего обучения по вариативным программам


Коллективная рефлексия,составление личного профессионального плана


4


Всего -102 часа.
 
 
 

Содержание программы


 


Тема 1. Вводная часть.Самопрезентация слушателей и руководителей курсов. Выявление проблемного личностно-профессионального поля, ожиданий слушателей с учетом их предварительного анкетирования, запроса на содержание и способы обучения. Согласование по целям и характеру учебной деятельности. Актуальность возникновения новой специализации в работе с детьми с девиантно-криминальным поведением.

Девиантно-криминальное поведение как психолого-педагогическая проблема. Психология поведения и поступка. Психологические предпосылки проступков, совершаемых несовершеннолетними. Варианты отклоняющегося поведения: 1) нарушения общепринятых норм, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм; 2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся нарушением правонарушениями (жестокость, эгоизм, и др.); 3) правонарушения; 4) отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими факторами, заболеваниями (психопатии, неврозы и др.).


Направленность девиантно-криминального поведения: социально-пассивная (уклонение от учебы, бродяжничество, побеги из дома, алкоголизм, токсикомания, наркомания, суицид), корыстная (кражи, хищения, мошенничество и др.), агрессивная (оскорбления, хулиганство, побои, и др.).


Общепедагогическое и специфическое в работе педагога улицы с детьми с девиантно-криминальным поведением. Инвариантное и вариативное в модели его профессиональной деятельности. Объект профессиональной заботы. Потенциальные партнеры и возможные противники.


Тема 2. Сензитивность как профессионально важное качество педагога улицы. Тренинг сензитивности. Совершенствование умений: перцептивных (умение адекватно воспринимать актуальное состояние и ребенка в целом, умение «работать» со своей версией его образа: диагностировать, анализировать, прогнозировать, проектировать, конструировать изменения своих представлений о ребенке); эмпатических (умение сочувствовать и сопереживать, скрывать и демонстрировать свои чувства и переживания, управлять настроением, навыки саморегуляции и самообладания в эмоционально насыщенных ситуациях).


Тема 3. Общение как средство профессиональной деятельности педагога улицы. Коммуникативный тренинг. Совершенствование коммуникативных умений: а) осуществлять активное слушание, б) сообщать о своих чувствах и проблемах, не обвиняя и не указывая, как следует другому (ребенку) себя вести, в) доносить информацию с минимальными искажениями, г) быть убедительным, но не назидательным, д) поддерживать постоянную «обратную связь», е) соотносить средства и способы коммуникации с ее содержанием и целями.


Тема 4. Рефлексивность как характеристика профессионально-педагогической деятельности и профессионально важное качество. Рефлексивный тренинг. Совершенствование рефлексивных умений: умение подвергать рефлексии собственную деятельность, личностную и профессиональную позицию, а также организовывать рефлексию партнеров по взаимодействию и детей улицы.


Тема 5. Нормативно-правовые основы деятельности педагога улицы. Роль и место педагога улицы в воспитательной системе образовательного учреждения (Центра педагогической реабилитации детей).Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законодательство о правах ребенка. Типовые положения, локальные акты образовательных учреждений различных типов и видов. Воспитательная система образовательного учреждения по работе с детьми с девиантно-криминальным поведением. Элементы воспитательной системы и характер связей между ними. Специфика воспитательной системы Центра педагогической реабилитации детей. Сущностные особенности гуманистической воспитательной системы. Динамика становления и развития воспитательной системы. Открытость воспитательной системы. Педагог улицы как организатор связи воспитательной системы с внешней средой. Его специфические задачи и функции. Особенности взаимодействия с администрацией, воспитателями-реабилитологами, медицинскими работниками и другими субъектами воспитательной системы Центра педагогической реабилитации детей.


Тема 6. Психолого-педагогическая поддержка как актуальная идея и современная образовательная практика. Возникновение идеи психолого-педагогической поддержки как ответ на многолетний глубокий кризис образования и воспитания. Генезис идеи психолого-педагогической поддержки как помощи ребенку в решении актуальных личностно- значимых проблем. Специфика педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением. Союзники и оппоненты. Наставник (тьютор) – главная фигура педагогики поддержки.


Опыт практической реализации идеи психолого-педагогической поддержки в образовательных учреждениях различных регионов России, его адаптация к специфике Центра педагогической реабилитации детей, к деятельности педагога улицы.


Тема 7. Философско-психологические основания психолого-педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением.Философско-психологическая трактовка саморазвития как «восхождения к себе-лучшему». Факторы, актуализирующие потребность ребенка с девиантно-криминальным поведением в наставнике, фасилитаторе: трудность восхождения; необходимость решать стоящие перед личностью задачи, находящиеся в зоне ее ближайшего развития. Диалогичность как сущностная характеристика природы человека. Диалогический характер поддержки. Поддержка как способ резонансного воздействия на сложную систему, вид «помогающих отношений». «Другодоминантность» педагога – субъекта психолого-педагогической поддержки.


Тема 8. Педагогические основы психолого-педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением. Теоретические и практические основы идеи психолого-педагогической поддержки в истории отечественной и зарубежной педагогики. Психолого-педагогическая поддержка в общем контексте гуманистической педагогики. Поддержка как способ взаимодействия старших и младших. Поддержка как фактор создания ситуаций успеха, помощь в обретении опыта успешности. Объект и предмет поддержки, осуществляемой педагогом улицы. Специфика восприятия поддерживающих отношений детьми улицы с девиантно-криминальным поведением.


Принципы осуществления психолого-педагогической поддержки: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности; совместность, сотрудничество, партнерство, содействие взрослого и ребенка; конфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; «Не навреди!»; сообразность психолого-педагогической поддержки природе ребенка. Психолого-педагогическая поддержка как сложный, многоэтапный, динамичный процесс. Этапы поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный. Характеристика каждого этапа: основная идея, цель, задачи, технология реализации.


Общие требования к педагогу как субъекту психолого-педагогической поддержки детей с девиантно-криминальным поведением.


Определение приоритетных этапов психолого-педагогической поддержки для каждой специализации (педагог улицы, воспитатель, мастер производственного обучения, учитель). Диагностический и договорный этапы как основное содержание деятельности педагога улицы.


Тема 9. Специфика прохождения этапов поддержки несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в деятельности педагога улицы. Содержание основных этапов деятельности по психолого-педагогической поддержке ребенка с девиантно-криминальным поведением:


диагностического (установление контакта с ребенком, фиксация наличия трудностей и внутренних препятствий, диагностика проблемной области и формулировка проблем);


поискового (совместный, в процессе обсуждения проблем, с педагогом поиск причин, вызвавших отклонения в поведении, побуждение к самостоятельному преодолению недостатков, поиску отправной точки и направления дальнейшего перевоспитания);


договорного (конкретизация шагов по разрешению зафиксированных проблем; уточнение характера, норм и правил взаимоотношений ребенка и педагога; выход на договорные отношения и заключение договоров или соглашений, не навязанных детям сверху, а «выращенных» ими совместно с педагогами, личностно присвоенных);


деятельностного (практическая реализация в реальных и модельных ситуациях договоренностей, включающая в себя две взаимосвязанные деятельности: а) деятельность ребенка (ее конкретное содержание определяется на договорном этапе); б) деятельность педагога, включающая одобрение, стимулирование, поощрение успешных самостоятельных шагов, прямую безотлагательную помощь ребенку в критических ситуациях, реализацию задач и функций, взятых на себя в договоре);


рефлексивного (совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешения проблемы или ее переформулирование, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности; анализ причин затруднений, возникших в процессе решения проблемы, способов их преодоления, проявленных при этом ценностей и смыслов, возникших взаимоотношений, чувств и переживаний).


Тема 10. Диагностический этап психолого-педагогической поддержки в работе педагога улицы.Цель данного этапа поддержки. Отличие диагностического этапа поддержки от психологической диагностики: использование результатов не для «постановки диагноза», в целях оптимизации взаимодействия педагога улицы и ребенка в решении личностных проблем последнего. Предмет диагностики. Методы реализации диагностического этапа, их специфика, обусловленная особенностями адресатов поддержки – детей с девиантно-криминальным поведением.


Наблюдение как метод диагностики (в рамках соответствующего этапа). Виды наблюдения. Особенности включенного наблюдения. Цели наблюдения (зачем?). Предмет наблюдения (что?). Приемы наблюдения (как?). Анализ и интерпретация результатов наблюдения. Наблюдательность как профессионально важное качество педагога улицы. Тренировка наблюдательности, освоение способов ведения наблюдения в лабораторных условиях – практикум. Рефлексия. Принципы, содержание и способы визуальной (по внешнему виду) диагностики.


Выход на улицу к реальным объектам наблюдения. Осуществление под руководством наставника наблюдения за одним подростком с девиантно-криминальным поведением или их группой. Сопоставление результатов, полученных разными наблюдателями. Обобщение независимых характеристик. Рефлексия.


Анализ ситуаций поведенческого выбора: специфика как диагностического метода. Наблюдение в реальных ситуациях за актом поведенческого выбора несовершеннолетнего с девиантно-криминальным поведением. Обсуждение с подростком оснований выбора. Целенаправленное создание подобных, близких к реальным, ситуаций. Анализ педагогом выбора ребенком, подростком того или иного поведения. Стремление к эмпатическому пониманию ценностных оснований, мотивов сделанного выбора, интерпретация его результатов.


Обобщение независимых характеристик как метод психолого-педагогической диагностики. Практикум: выполнение заданий на интерпретацию противоречивых и неоднозначных оценок ребенка с девиантно-криминальным поведением окружающими, его самооценки.


Беседа как способ обмена информацией, обсуждения проблем. Виды бесед. Характер взаимодействия беседующих: детей с девиантно-криминальным поведением и педагога улицы. Требования к педагогу – организатору беседы. Диагностические возможности беседы. Критерии и условия ее успешности. Практикум: выполнение заданий на установление контакта, завязывание беседы, высказывание своей точки зрения, отличной от позиции собеседника и т.д. Выход на улицу: попытка завязать беседу с подростком с девиантно-криминальным поведением или группой. Рефлексия.


Тема 11. Договорной этап психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в деятельности педагога улицы. Договор как культурно-исторический, психолого-педагогический феномен. Сообразность договорной формы отношений детскому восприятию мира – договор в сказочных сюжетах. Психологические механизмы договорного процесса. Предмет договора, его условия, форма. Место и роль договорного этапа в общей логике психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Технология его реализации.


Практикум: выполнение заданий на отработку умений договариваться, устанавливать баланс прав и ответственности и т.п. Рефлексия трудностей выполнения заданий.


Активная практика: попытка установить договорные отношения с подростком с девиантно-криминальным поведением или группой ребят улицы. Рефлексия успешного или неуспешного выполнения задания.


Тема 12. Молодежная субкультура: ценности, вкусы, кумиры. Возможность диалога. Понятие субкультуры. Источники и средства формирования молодежной субкультуры. Отношение к молодежной субкультуре разных поколений. Ценностные основания молодежной субкультуры. Характеристика неформальных молодежных объединений города, района, микрорайона: их цели, интересы, формы жизнедеятельности, перспективы. Особенности взаимоотношений и взаимодействия друг с другом.


Могут ли разные вкусы быть предметом серьезного спора. Чем привлекательны для тинейджеров их кумиры. Возможно ли взаимопонимание подростков и взрослых на основе диалога их субкультур. Способы построения такого диалога.


Тема 13. Криминальная субкультура, возможно ли ей противостоять. Характеристика криминальной субкультуры, ее социально-экономические и психологические корни. Организованные криминальные молодежные группировки как активная «асоциальная антивоспитательная среда». Жестокий характер ее «воздействий». Носители и хранители криминальных норм, правил, «понятий». Взаимоотношения с ними педагога улицы.


Ребенок и подросток в криминальной субкультуре: что привлекает, что удерживает, что отталкивает. Цели, задачи, методы, формы взаимодействия педагогов улицы с родителями детей, педагогами дополнительного образования, правоохранительными органами. Причины недостаточной эффективности взаимодействия. Необходимые предпосылки и условия позитивного изменения ситуации.


Тема 14. Создание педагогического реабилитационного пространства как средства профилактики и борьбы с маргинализацией и криминализацией детей и подростков. Понятие педагогического пространства. Современные варианты трактовки педагогического реабилитационного пространства. Подходы к построению педагогического реабилитационного пространства: амбивалентный, событийный, герменевтический. Характеристики педагогического реабилитационного пространства: целостность, стабильность, дифференцированность, интегрированность. Возможные варианты его структуры. Условия эффективности и развивающие возможности. Роль и место педагога улицы в педагогическом реабилитационного пространстве. Субъекты педагогического реабилитационного пространства. Возможности их влияния на декриминализацию и демаргинализацию детей и подростков улицы.


Тема 15. Поиск волонтеров для помощи несовершеннолетним с девиантно-криминальным поведением. Деловая игра.Сюжет игры и ее ход разрабатываются участниками курсов совместно с преподавателями. Ее цель – спрогнозировать возможные способы привлечения к работе с детьми улицы добровольцев – представителей разных социальных, профессиональных и возрастных групп, и в модельной ситуации проиграть эти способы, отрефлексировав их сильные и слабые стороны, а также – свою готовность к их осуществлению в реальной практике.


Тема 16. «Возьмемся за руки, друзья!».Коллективная мыследеятельность (совместный семинар педагогов улицы, педагогов дополнительного образования, представителей молодежных объединений и правоохранительных органов по разработке проекта совместной помощи детям улицы). Выявление и согласование ценностных оснований и целевых установок потенциальных участников этого проекта. Определение факторов, вероятно привлекающих к участию, и вероятно противодействующих включению в проект. Выбор способов активизации первых и нейтрализации вторых. Анализ имеющегося опыта совместных усилий разных субъектов педагогического пространства. Совместный поиск оптимальных форм взаимодействия участников проекта.


Тема 17. Подведение итогов курсов повышения квалификации, определение перспектив дальнейшего обучения по вариативным программам.Групповая, а затем – общая рефлексия (интеллектуальная и чувственная) занятий: содержания, способов учебной деятельности, складывавшихся в процессе обучения взаимоотношений. Определение поля решенных и нерешенных проблем. Фиксация запроса на продолжение учебы. Формирование микрогрупп по принципу общности наиболее интересующих профессиональных проблем. Соглашение (договор) о режиме дальнейшего взаимодействия. Определение времени и мест «рефлексивных площадок» для работы под руководством наставников в межсборовый период.


 


Литература


 


Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск, 1987. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996 Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. – 2000.- № 3 Анохина Т.В. Тьютор – это помощь, поддержка, защита// Директор школы. – 1995.- № 4 Анохина Т.В., Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания// Народное образование. – 1997.- № 3 Асмолов А.Г. Содействие ребенку – развитие личности// Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 1996 Батищев Г.С. Найти и обрести себя// Вопросы философии. – 1995.- № 3 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство ,1986 Беличева С.А. Основы превентивной педагогики. – М., 1993. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991 Бердяев Н.А. О человеке. Его свободе и духовности: Избр.тр. – М., 1999 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.,1986 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. – М., Воронеж,1995-10-01 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. – Ростов-на-Д., 1999 Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Классный руководитель. – 2000.- № 3 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995 Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. Пособие для преподавателей. – М., 1994 Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.,1986 Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. – М.,1984 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983. Мамардащвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию: Доклад.. – М.,1996 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: Изд-во «Приз», 1994. – 320 с. Работа с детьми группы риска. Методическое пособие. Выпуск 1 Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании». Москва 1999 Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика. – 2000.- № 6
680018, г.Хабаровск, ул.Маяковского, 50 телефон: (4212) 42-93-03
Дата последнего обновления страницы 20.06.2022Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter24120022 = new Ya.Metrika({id:24120022, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName(‘script’)[0], s = d.createElement(‘script’), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = ‘text/javascript’; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == ‘https:’ ? ‘https:’ : ‘http:’) + ‘//mc.yandex.ru/metrika/watch.js’; if (w.opera == ‘[object Opera]’) { d.addEventListener(‘DOMContentLoaded’, f, false); } else { f(); } })(document, window, ‘yandex_metrika_callbacks’);

Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. OK
Версия для слабовидящих
Главная страница сайта КГБОУ ХКЦППМСП
Визитная карточка Центра
Деятельность Центра
Государственная итоговая аттестация
Инновационный центр повышения квалификации
Отчетные материалы по самообследованию
Отчет по изучению мнения населения о качестве предоставляемых услуг
Вакансии
Политика обработки персональных данных
Охрана труда
Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Деятельность по противодействию коррупции
Отвечает юрист
Организация обучения в Центре в условиях распространения короновирусной инфекции
Конкурс “Большая перемена”
Организация образовательного процесса Центра с 01 сентября 2020г
Условия питания обучающихся
Часто задаваемые вопросы
ФИП
Школьный спортивный клуб
Размер шрифта
ААА
Шрифт
АяАя
Межсимвольный интервал
aaaaaa
Межстрочный интервал
Цветовая схема
ААААА
Изображения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *