Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Хабаровский краевой центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи”


 

Специализация “Педагог-психолог-конфликтолог”


 


Специализация «Педагог-психолог-конфликтолог»
Авторский коллектив:Москвина Н.Б., Петрынин А.Г., Стрельцова Е.Б., Посвалюк Н.Э.

 


Описание профессиональной деятельности педагога-психолога-конфликтолога Описание учебной деятельности слушателей по специализации “Педагог-психолог-конфликтолог” Учебно-тематический план повышения квалификации по специализации “Педагог-психолог-конфликтолог” Содержание программы Литература


 


Описание профессиональной деятельности педагога-психолога-конфликтолога


 


Предлагаемая специализация предназначена для специалистов, имеющих профессиональное педагогическое или психологическое образование, и стремящихся повысить свою конфликтологическую компетентность.


Педагог-психолог-конфликтолог (в дальнейшем – конфликтолог или ППК), по мнению авторов программы, является организатором взаимодействия (всех субъектов образовательного процесса), направленного на профилактику и разрешение конфликтов


Цель профессиональной деятельности конфликтолога – психолого-педагогическими средствами способствовать эффективной (время -, энерго -, ресурсо – сберегающей профилактике и продуктивному разрешению конфликтов в образовательном учреждении, оказывать поддержку всем субъектам педагогического процесса в обретении ими позитивного опыта участия в конфликте.


В соответствии с названием специализации и своей базовой профессии ППК осуществляет педагогическую или психологическую деятельность, а также играет приоритетную роль в профилактике и разрешении конфликтов. В качестве собственно конфликтолога он организует взаимодействие всех других субъектов реабилитационно-педагогического процесса.


ППК совместно с коллегами-психологами проводит психодиагностику. Специфический предмет его психодиагностической деятельности – факторы, являющиеся потенциальными конфликтогенами в данном образовательном учреждении (личностные особенности педагогов и воспитанников, особенности межличностных отношений, имеющие конфликтогенный характер).


Реализуя функцию просвещения, трактуемую авторами программы как повышение конфликтологической компетентности всех субъектов педагогического процесса, ППК а) знакомит педагогов (воспитателей, мастеров производственного обучения, педагогов улицы, управленческий состав), ребят и их родителей с основами конфликтологии (в соответствующем объеме и на доступном уровне); б) способствует обретению всеми субъектами позитивного опыта профилактики и разрешения конфликтов. Формами этой работы являются лекции, беседы, теоретические семинары, практические занятия, тренинги, деловые игры, учреждение и функционирование института посредничества в образовательном учреждении, систематическая рефлексия возникающих конфликтов и путей их разрешения и т.д.


Профилактическая работа конфликтологической направленности состоит в следующем: а) своевременная диагностика сигналов обостряющихся противоречий, назревающих конфликтов, фиксация предконфликтных ситуаций; б) оказание превентивной психологической помощи всем субъектам реабилитационно-педагогического процесса в разрешении личностных проблем, сложных вопросов межличностных отношений, в создании благоприятного морально-психологического климата образовательного учреждения, в коррекции личностных особенностей и поведения, имеющих конфликтогенный характер.


Коррекционная деятельность конфликтолога имеет два направления: первое касается коррекции ситуации, предшествующей конфликту. Это направление коррекционной работы по содержанию совпадает с профилактикой ( см. пункт «б» предыдущего абзаца). Второе направление коррекционной деятельности предполагает собственно коррекцию конфликтного взаимодействия: оказание содействия в оптимальном разрешении конфликта; осуществление посреднической функции; конфликтологическое последействие – необходимые корректировки а) межличностных отношений; б) баланса прав, обязанностей, ответственности, поощрений; в) организационной структуры образовательногоучреждения и т.д. Данное направление коррекционной работы, в свою очередь, выступает профилактикой последующих конфликтов.


Консультативная деятельность, будучи самостоятельным направлением, определенным в квалификационной характеристике психолога, для конфликтолога является одной из форм работы с конфликтом, наряду с психотерапевтическими техниками и другими способами оказания конфликтологической помощи.


 


Описание учебной деятельности слушателей по специализации “Педагог-психолог-конфликтолог”


 


Цель повышения квалификации конфликтолога – средствами образования содействовать его эффективной профессиональной деятельности.


Предлагаемая программа является базовой, инвариантной для специализации «конфликтолог», она рассчитана на 114 часов и дает право на прохождение первого направления аттестации. В дополнение к ней могут быть предложены курсы свободного выбора, удовлетворяющие личностные образовательные потребности, и позволяющие путем сложения «набирать» дополнительное количество часов.


Программа представляет собой три взаимосвязанных модуля: два выездных, проходящих в режиме «погружения», и один – межвыездной. Участниками первого модуля являются конфликтологи – слушатели курсов повышения квалификации. Основная идея состоит в создании рефлексивного пространства для осмысления ими своей позиции в конфликтном взаимодействии. Второй модуль проходит на базе Центра педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением. Его специфика в том, что наряду с лекционно-практическими занятиями, существенная роль отводится включенному наблюдению слушателей за характером общения, взаимоотношений и взаимодействия в Центре, анализу предконфликтных ситуаций и собственно конфликтов, способов их разрешения. Здесь же закладываются начала системы работы, направленной на взращивание конфликтологической компетентности ребят: слушателям предлагается провести первые занятия с учащимися по основам конфликтологии для подростков. Участниками третьего, выездного, модуля являются конфликтологи – слушатели курсов повышения квалификации, ребята и педагоги Центра. И те, и другие работают по своим планам, однако, на каждый день предусмотрено одно совместное дело конфликтологической тематики.


В программе учтены основные направления деятельности, определенные квалификационными требованиями к психологу. Это – просвещение, диагностика, профилактика, коррекция, консультирование. Однако для конфликтолога эти направления наполняются специфическим содержанием.


Учебная деятельность носит практикоориентированный характер. В ее содержании учитывается наличие базового педагогического или психологического образования слушателей курсов. В связи с этим, все общепсихологические вопросы рассматриваются в конфликтологическом контексте, а также с учетом специфики работы с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением.


Содержание учебной деятельности сформировано таким образом, чтобы обозначить возможные горизонты использования психологического знания в профессиональной деятельности конфликтолога. Дальнейшее движение к этим горизонтам происходит по индивидуальным образовательным траекториям путем выбора и освоения дополнительных курсов, отвечающих личностным и профессиональным потребностям каждого участника.


Способ организации учебной деятельности носит модульный характер, предполагающий «погружение» в проблематику курсов. Выездные модули играют роль интенсивов, где за счет активизации личностных резервов происходит присвоение профессиональных ценностей, освоение профессиональной позиции конфликтолога, теоретическое осмысление деятельности в рамках данной специализации, практическая отработка методов и приемов оказания конфликтологической помощи, обретение квазиреального профессионального опыта.


Принципиально важной в отборе содержания и построении способа учебной деятельности является позиция «сам себе конфликтолог». Реализация этой позиции заключается в первоначальном фокусе внимания на собственных конфликтах; в возможности на протяжении всех модулей получать квалифицированную помощь в их продуктивном разрешении; в целенаправленном создании ситуаций, обеспечивающих самореабилитацию участников курсов.


 


Учебно-тематический план повышения квалификации пл специализации “Педагог-психолог-конфликтолог”


 


Модуль первый – выездной


Название темы


Форма занятия


Количество часов


1-й день




Установочная часть


Беседа


1


Самопрезентация


Беседа


1


Создание конфликтного пространства


Саморазвивающийся спектакль


2


Актуализация имеющихся знаний. Развитие конфликта.


Работа в группах. Саморазвивающийся спектакль


2


Первые впечатления. Выявление запроса на информацию и способы деятельности


Письменная индивидуальная рефлексия


1


Выход из конфликтного взаимодействия.


Групповая рефлексия


2


Рефлексивный выход в теорию конфликта; анализ конфликтного взаимодействия посредством базовых понятий конфликтологии


Общая рефлексия


2


Самореабилитация конфликтолога


Танцевальный вечер



2-й день




Типы конфликтного поведения


Лекция


2


Диагностика предпочитаемого стиля поведения в конфликте


Практическое занятие по психодиагностике


2


Расширение поведенческого репертуара в конфликте


Видео-тренинговое занятие


6


Конфликтологическое консультирование. Работа с собственным конфликтом.


Индивидуальные консультации


2


Самореабилитация конфликтолога


Вечер при свечах



3-й день




Субъекты конфликта (ребенок – родитель, ребенок – ребенок, ребенок – учитель, учитель – учитель, родитель – родитель)


Лекция – беседа


2


Внутренняя позиция в конфликте. Внутриличностный конфликт.


Лекционно-практическое занятие


4


Через эмпатическое понимание к разрешению конфликта


Педагогический театр


4


Подведение итогов модуля. Распределение творческих домашних заданий


Круглый стол


2


Итого – 36 часов.
 
 
 
 
 
Межвыездной модуль (на базе Центра педагогической реабилитации)

Название темы


Форма занятия


Количество часов


Презентация творческих домашних заданий


Творческие отчеты


4


Посещение уроков, занятий в мастерских, внеурочных дел (осуществление психолого-педагогического наблюдения)


Включенное наблюдение


2


Криминальная субкультура. Взаимодействие с правоохранительными органами. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога-конфликтолога.


Лекция


2


Психологические особенности несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением


Лекция


2


Посещение уроков, занятий в мастерских, внеурочных дел (осуществление психолого-педагогического наблюдения)


Включенное наблюдение


2


Психо-физиологические особенности и соматические расстройства, влияющие на развитие конфликта


Лекция


2


Страх как фактор, определяющий поведение в конфликте. Психология страха.


Лекция


2


Агрессивность как фактор эскалации конфликта. Психология агрессивности.


Лекция


2


Проведение участниками модуля занятий с воспитанниками из Центра педагогической реабилитации по теме «Основы конфликтологии для подростков»


Беседа с элементами практикума


2


Физическое и психическое насилие как формы конфликтного поведения. Психология насилия.


Лекция


2


Специфика взаимодействия с конфликтной личностью


Лекционно-практическое занятие


2


Внутриличностный конфликт у несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением


Проблемный семинар


4


Посещение уроков, занятий в мастерских, внеурочных дел (осуществление психолого-педагогического наблюдения)


Включенное наблюдение


2


Техники эффективной профилактики конфликта и коррекции конфликтного взаимодействия («Активное слушание», «Я-высказывание»)


Практическое занятие


2


Психологическое консультирование в работе с конфликтом


Лекционно-практическое занятие


6


Индивидуальные беседы участников модуля с ребятами и педагогами Центра


Практическое занятие


2


Конфликт на экране


Просмотр и обсуждение видеофильма


4


Итоги модуля


Завершающая рефлексия


2


Итого – 46 часов.


Модуль третий – выездной (совместно с ребятами и педагогами Центра) «Возможности психотерапевтических техник в профилактике и разрешении конфликта»


Название темы


Форма занятия


Количество часов


1-й день




Теоретические основы психотерапевтических техник в работе с конфликтом


Лекция-демонстрация


4


Конфликтологический театр (с участием ребят, педагогов, конфликтологов)


Практическое занятие


2


Конфликтолог как посредник в разрешении конфликта


Видео-тренинг


6


Самореабилитация конфликтолога


Психологический КВН-экспромт



2-й день




Психотерапевтические техники в работе с конфликтом (NLP, психодрама, сказкотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия)


Тренинг, рефлексия, методические установки


9


Основы конфликтологии для подростков


Беседа с элементами практикума


1


Психоконсультирование в работе конфликтолога. Работа с собственным конфликтом.


Индивидуальные консультации


1


Подведение итогов дня


Групповая и общая рефлексия


1


Самореабилитация конфликтолога


Вечер психологической сказки



3-й день




Основы конфликтологии для подростков


Тренинг


3


Разработка этического кодекса конфликтолога


Коллективная мыследеятельность


3


Совместное коллективное творческое дело «Суд над конфликтом»


КТД


2


Подведение итогов модуля и всех курсов


Творческая рефлексия, вручение удостоверений, определение дальнейших перспектив, ритуал закрытия курсов


2


Итого – 34 часа. Всего – 116 часов.

 


Содержание программы


Модуль первый.Установочная часть. Информирование участников о новой специализации «педагог-психолог-конфликтолог». Определение целей и задач курсов повышения квалификации (и первого модуля, в частности), предлагаемых способов деятельности и форм работы.


Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом; рассказ о себе (личности и профессионале), о своих ожиданиях в отношении курсов повышения квалификации.


Создание конфликтного пространства. Организация некоторого набора конфликтогенов, провоцирующих участников на проявление своей позиции и реализацию предпочитаемого (или типичного) стиля поведения в конфликте.


Актуализация имеющихся знаний; развитие конфликта. Работа в группах, в ходе которой руководитель решает две задачи: фиксирует имеющиеся у слушателей курсов знания из области конфликтологии, выясняет их отношение к феномену конфликта; посылает дополнительные конфликтогены для развития начавшегося конфликта.


Первые впечатления. Выявление запроса на информацию и способы деятельности. Письменная индивидуальная рефлексия, позволяющая анонимно, в свободной форме поделиться впечатлениями о первом дне модуля. Фиксация обнаруженного в ходе модельного конфликта дефицита информации, неразвитости определенных умений. Формулирование запроса на восполнение зафиксированного дефицита.


Выход из конфликтного взаимодействия. Работа по группам: рефлексия дня. Обоснование целесообразности «погружения» в конфликтное пространство. Обсуждение личностных проявлений, поведенческих реакций в конфликте.


Рефлексивный выход в теорию конфликта; анализ конфликтного взаимодействия посредством базовых понятий и идей конфликтологии: конфликт, предконфликтная ситуация, конфликтоген, закон эскалации конфликтогенов, структура конфликта, типы конфликтов, динамика конфликта, конфликтное взаимодействие.


Типы (стратегии, стили) конфликтного поведения. Соперничество (конкуренция, «выиграть-проиграть»); подавление (игнорирование, уступка); уход (выход из конфликта, отказ от конфликтного взаимодействия); компромисс (взаимные уступки); сотрудничество («выиграть-выиграть»). Условия и факторы эффективности (неэффективности) поведенческих стратегий в конфликте. Факторы выбора стиля поведения в конфликте. Взаимотрансформации типов конфликтного поведения.


Диагностика предпочитаемого стиля конфликтного поведения. Основной – тест Томаса (оценка способов реагирования в конфликте); вспомогательные – тест «умеете ли вы слушать?»; тест «Приятно ли с вами общаться?».


Расширение поведенческого репертуара в конфликте. Проигрывание ситуаций, иллюстрирующих разные стратегии конфликтного поведения; осуществление видеосъемки; последующий просмотр и рефлексия видеоматериалов; при необходимости коррекции поведения, – повторное проигрывание ситуаций.


Конфликтологическое консультирование. Работа с собственным конфликтом. Индивидуальные консультации психологов-конфликтологов (организаторов курсов) по запросам слушателей на проработку их личных конфликтов.


Субъекты конфликта (ребенок – родитель, ребенок – ребенок, ребенок – учитель, учитель – учитель, родитель – родитель). Конфликт названных субъектов как проявление межличностного или группового конфликта. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Психологические признаки межличностных конфликтов. Понятие групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. «Деиндивидуализация» восприятия и групповая атрибуция. Конфликты типов: «личность-группа» (между лидером и группой, между рядовым членом и группой); «группа-группа». Пути разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов.


Внутренняя позиция в конфликте. Внутриличностный конфликт. Понятие внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт и психические феномены: борьбы мотивов, комплекса неполноцености, экстраверсии-интроверсии, когнитивного диссонанса. Основные виды внутриличностных конфликтов. Особенности их возникновения и разрешения.


Через эмпатическое понимание к разрешению конфликта. Занятие проводится в форме «Педагогического театра»: между участниками распределяются роли субъектов конфликта (детей, педагогов, родителей, представителей общественности и т.п.). Идентифицируясь с заданной ролью, слушатели курсов стараются понять позицию своего «героя». Для глубокого и всестороннего понимания конфликтного взаимодействия, происходит смена ролей.


Подведение итогов модуля. Распределение творческих домашних заданий. Анализ положительных и отрицательных моментов модуля. Фиксация нового запроса на содержание и формы деятельности следующего, межвыездного модуля. Творческие домашние задания разрабатываются преподавателем самостоятельно или совместно со слушателями курсов. Ориентировочно задания могут быть следующими: на основе материалов периодической печати проанализировать выступления российских политиков на предмет присутствия в их речи конфликтогенов; подготовить видеофрагменты популярных телепередач, демонстрирующих конфликтный (неконфликтный) стиль общения; подготовить подборку литературно-художественных описаний конфликтов разных типов; создать банк конфликтных ситуаций, склассифицировав их по какому-либо признаку и т.д.


Модуль второй.Презентация творческих домашних заданий. Каждый слушатель курсов повышения квалификации, или подгруппа слушателей представляет свое домашнее задание в форме, адекватной характеру выполненного задания. При необходимости процесс и результат выполнения заданий обсуждаются.


Посещение уроков, занятий в мастерских, внеурочных дел (осуществление психолого-педагогического наблюдения). Предусмотрена серия наблюдений, осуществляемых участниками курсов повышения квалификации на различных занятиях, в неформальном общении. Цель наблюдений – фиксация (для последующего анализа предконфликтных ситуаций, собственно конфликтов, способов их разрешения, специфики, накладываемой профилем образовательного учреждения. В процессе наблюдения предполагается установление межличностных контактов слушателей с детьми, что облегчит дальнейшую совместную деятельность.


Криминальная субкультура. Взаимодействие с правоохранительными органами. Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога-конфликтолога. Понятие субкультуры. Характеристики криминальной субкультуры, ее социально-экономические и психологические корни, ее носители, черты, привлекательные для подростков. Ребенок и подросток в криминальной субкультуре: что привлекает, что удерживает, что отталкивает. Цели, задачи, методы, формы взаимодействия педагогов и психологов (в том числе, конфликтологов) образовательных учреждений, работающих с детьми с девиантно-криминальным поведением, с правоохранительными органами. Причины недостаточной эффективности взаимодействия. Необходимые предпосылки и условия позитивного изменения ситуации. Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законодательство о правах ребенка.


Психологические особенности несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением (ДКП). Понятия: акцентуация характера, девиация, девиантно-криминальное поведение. Специфика подросткового возраста. Формы проявления отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, воровство, бродяжничество, проституция, «жизнь по понятиям». Факторы формирования отклоняющегося поведения: нарушение взаимоотношений в семье, неформальные молодежные объединения асоциальной направленности, отдельные лица негативной направленности, ошибки воспитания в семье и образовательных учреждениях, средства массовой информации, особенности самой личности. Характеристика взаимоотношений подростков с ДКП со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении. Пути психолого-педагогической поддержки и реабилитации несовершеннолетних с ДКП.


Психо-физиологические особенности и соматические расстройства, влияющие на развитие конфликта. Психические и психопатологические расстройства в структуре личности ребенка с девиантным поведением: диагноз и особенности реабилитационной работы. Психосоматическая патология подростков как причина и следствие проблем воспитания, обучения и социальной адаптации. Классификация аддикций. Наркомания. Токсикомания. Алкогольная аддикция.Диагностика, профилактика, лечение, реабилитация.


Страх как фактор, определяющий поведение в конфликте. Психология страха. Страх как естественная реакция на опасность, патологический страх (фобия). Объект страха: событие, конкретное лицо, предмет. Тревожность как внутренняя основа патологических страхов. Механизм формирования страхов. Фобии как основание внутренних конфликтов. Формы сопротивления подростков при попытке работы психолога со страхами, тревожностью, внутренними конфликтами. Влияние страха на поведение в конфликте, ограниченность страхом поведенческого репертуара. Способы самосохранения, самореабилитации психолога-конфликтолога при работе с несовершеннолетними при реакциях страха и фобиях.


Агрессивность как фактор эскалации конфликта. Психология агрессивности. Агрессивность и агрессия. Агрессивность как психическое состояние. Агрессия как форма психологической защиты. Причины агрессивности. Явная и скрытая, активная и пассивная агрессивность, аутоагрессия. Влияние агрессивности на поведение в конфликте, ограниченность ею поведенческого репертуара. Профилактика и коррекция агрессивного, озлобленного поведения. Причины формирования «индивидуального стиля» враждебности. Особенности работы конфликтолога с враждебно настроенными и агрессивными участниками конфликта. Социально приемлемые способы вымещения агрессии. Самосохранение и самореабилитация конфликтолога при работе с агрессивными несовершеннолетними.


Проведение участниками модуля занятий с воспитанниками из Центра педагогической реабилитации по теме «Основы конфликтологии для подростков». Предусмотренные данной программой занятия с учащимися являются не систематическим, а пропедевтическим курсом, цель которого – заинтересовать их конфликтологической проблематикой, замотивировать на обретение и развитие собственной конфликтологической компетентности.


Физическое и психическое насилие как формы конфликтного поведения. Психология насилия. Виды насилия. Насильники и жертвы. Садистская и мазохистская ориентации личности. Особенности их проявления в конфликте, обусловленность ими поведенческих стратегий. Социальные факторы, ограничивающие и провоцирующие насильственное поведение в конфликтных ситуациях. Способы противодействия насилию в конфликте. Методы профилактики и предотвращения насилия в конфликте: психологические и непсихологические, ненасильственные и активного противодействия. Самосохранение конфликтолога при работе с несовершеннолетними, склонными к различным видам насилия.


Специфика взаимодействия с конфликтной личностью. Понятие конфликтной личности. Типы конфликтных личностей. Рефлексия собственного опыта общения с конфликтными личностями. Предпочтительные стратегии поведения во взаимодействии с «конфликтоманом».


Внутриличностный конфликт у несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением. Рассогласование личных и групповых ценностей, норм с социально приемлемыми ценностями и нормами как базовое содержание внутриличностного конфликта несовершеннолетних с ДКП. Виды внутриличностных конфликтов. Трудности их разрешения. Сопротивление работе с внутриличностным конфликтом. Условия продуктивного разрешения внутренних конфликтов.


Техники эффективной профилактики конфликта и коррекции конфликтного взаимодействия («Активное слушание», «Я-высказывание»). Активное слушание (АС) как способ общения и восприятия проблем партнера. Фазы активного слушания: информация, подтверждение, разрядка. Правила активного слушания. Типичные ошибки первых попыток активного слушания. Условия эффективного применения техники АС. Формула АС. «Я-высказывание» («Я-сообщение») как способ оптимального выражения себя., передачи другому своего отношения к чему бы то ни было без обвинений и требований, чтобы другой изменил свое отношение. Характеристики «Я-сообщения». Условия эффективного применения «Я-высказывания», его формула. Трансформация «Ты-высказывания» в «Я-высказывание».


Психологическое консультирование в работе с конфликтом. Общие принципы психологического консультирования. Этапы и процедуры консультирования. Инициирование рефлексии консультируемым своей позиции и роли в конфликте. Трансформация запроса на помощь в разрешении конфликта в стремление найти глубинные (порой скрытые) причины разногласий. Возрастные, поло-ролевые, индивидуальные особенности как фактор, обусловливающий специфику консультирования педагогов, родителей, детей.


Индивидуальные беседы участников модуля с ребятами и педагогами Центра. Предлагаемые беседы обусловлены возникшим в ходе наблюдения и занятий с ребятами доверием к конфликтологам – слушателям курсов повышения квалификации. В ходе бесед обсуждаются типичные конфликтогены, имевшие место предконфликтные ситуации, конфликты, доминирующие способы их разрешения и т.п. Участником беседы может стать любой подросток или педагог Центра по собственному желанию или по приглашению конфликтолога. Предметом беседы могут быть личные проблемы участников, связанные с конфликтами.


Конфликт на экране. Просмотр и обсуждение фильма, в сюжете которого – конфликт. Актуализация имеющихся знаний.


Итоги модуля. Анализ положительных и отрицательных аспектов содержания и деятельности межвыездного модуля. Фиксация личностного и профессионального продвижения конфликтологов – слушателей курсов. Выявление и формулирование возникших проблем. Определение перспектив их разрешения на следующем модуле.


Модуль третий.Теоретические основы психотерапевтических техник в работе с конфликтом. Сравнительный анализ возможностей психотерапевтических техник в профилактике и разрешении конфликта. Условия эффективности применения элементов той или иной техники. Факторы, обусловливающие выбор психотерапевтической техники: особенности конфликта и его участников, индивидуальные особенности, уровень и характер подготовки психолога-конфликтолога. Демонстрация тренерами элементов психотехник, упражнений, применяемых в работе с конфликтом. Границы применения техник.


Конфликтологический театр (с участием ребят, педагогов, конфликтологов). Данное занятие по форме аналогично тому, что предусмотрено в первом модуле. Разница состоит в расширении состава участников и в повышении профессионального уровня конфликтологов.


Конфликтолог как посредник в разрешении конфликта. Посредничество как способ культурного разрешения конфликта. Позиция посредника в конфликте. Принципы психологического посредничества. Процесс посредничества: контакт посредника с конфликтующими сторонами; анализ конфликта; раздельная работа с его участниками; совместное обсуждение и разрешение проблемы. Алгоритм действий посредника. Условия эффективности выполнения конфликтологом посреднической функции. Обучение педагогов и воспитанников навыком посреднической деятельности.


Психоконсультирование в работе конфликтолога. Работа с собственным конфликтом. Оказание участникам третьего модуля психоконсультативной помощи в работе с собственными конфликтами. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по запросам слушателей.


Психотерапевтические техники в работе с конфликтом (NLP, психодрама, сказкотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия). Практическое освоение (в режиме тренинга) элементов одной из техник (по выбору) под руководством тренеров. Раскрытие специфических возможностей каждой из техник в работе с конфликтом.


Подведение итогов дня. Групповая и общая рефлексия. Основной ее предмет – процесс и результат тренинга элементов психотехник в работе с конфликтом, личностные и профессиональные изменения, произошедшие в ходе тренинга.


Разработка этического кодекса конфликтолога. Обобщение специфики деятельности конфликтолога, личностных и профессиональных требований к нему. Обобщение и формулирование принципов его деятельности. Обсуждение и формулирование разрешающих и запрещающих правил поведения и работы конфликтолога. Разработка и принятие этического кодекса психолога-конфликтолога.


Совместное коллективное творческое дело «Суд над конфликтом». Предъявление в творческой форме позиций, взглядов на конфликт, приобретенных на курсах повышения квалификации; «диалог» с возможно иными позициями, носителями которых являются воспитанники и педагоги Центра; укрепление содержательных и эмоциональных контактов с последними.


Подведение итогов модуля и всех курсов. Анализ позитивных и негативных сторон третьего модуля и курсов повышения квалификации в целом, оценка их эффективности. Рефлексия личностного и профессионального продвижения. Определение перспектив профессиональной деятельности, дальнейшего обучения на курсах по выбору, последующего профессионального взаимодействия участников модулей


 


Литература


 


Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.- М., 1999 Бах Р. Чайка по имени Джонатан Левингстон.- Фирма “С.Е.Т.” и об-во “Возрождение”, 1993 Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт!.- Новосибирск, 1989 Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций.- М., 1998 Грант Н. Конфликты ХХ века. Иллюстрированная история.- М., 1995 Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты.- СПб., 1993 Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб., 2000 Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.- М., 1993 Донченко Е.А., Титаренко Т.А. Личность: Конфликт, гармония.- Киев, 1989 Дэна Д. Преодоление разногласий (как улучшить взаимоотношения на работе и дома). СПб., 1994-10-10 Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Учебное пособие.- Л., 1991 Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.- М., 1988 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие.- М., 1995 Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М., 1990 Зиммель Г. Конфликт современной культуры.- Пг., 1923 Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта.- СПб., 1999 Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации.- Ярославль, 1992 Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дисс…к.психол. н.- Л., 1986 Конфликт в конструктивной психологии.- Красноярск, 1990 Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый.- М., 1992 Коузер Л. Основы конфликтологии: Учебное пособие.- СПб., 1999 Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии.- 1998.-№ 3 Москвина Н.Б. Конфликтология: Учебно-методическая разработка.- Хабаровск, 1997 Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Диагностическая функция конфликта// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.- Краснодар, 1975 Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.,1989 Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). – Тверь: Изд-во “Приз”, 1994. – 320 с. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие.- СПб., 2000 Психология конфликта: Хрестоматия.- СПб., 2001 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.- СПб., 1996 Розин М.В. Представления о семейных конфликтах в подростковой субкультуре// Вопросы психологии.- 1990.- № 4 Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1988 Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М., 1991 Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М., 1995 Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991 Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье// Вопросы психологии.- 1985.- № 4 Смит М. Тренинг уверенности в себе.- СПб., 1997 Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка / Сост. Б.И.Хасан.- Красноярск, 1990 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.- Т.1.- М., 1998 Харрис Т. Я хороший, ты хороший.- М., 1993 Хасан И.Б. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.- Красноярск, 1996 Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов.- Кишинев, 1997 Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера).- Минск, 1996 Шихи Г. Возрастные кризисы.- СПб., 1999 Юнг К. Конфликты детской души.- М., 1995 Юри У. Преодолевая “нет”, или Переговоры с трудными людьми.- М., 1993


680018, г.Хабаровск, ул.Маяковского, 50 телефон: (4212) 42-93-03
Дата последнего обновления страницы 20.06.2022Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter24120022 = new Ya.Metrika({id:24120022, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName(‘script’)[0], s = d.createElement(‘script’), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = ‘text/javascript’; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == ‘https:’ ? ‘https:’ : ‘http:’) + ‘//mc.yandex.ru/metrika/watch.js’; if (w.opera == ‘[object Opera]’) { d.addEventListener(‘DOMContentLoaded’, f, false); } else { f(); } })(document, window, ‘yandex_metrika_callbacks’);

Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. OK
Версия для слабовидящих
Главная страница сайта КГБОУ ХКЦППМСП
Визитная карточка Центра
Деятельность Центра
Государственная итоговая аттестация
Инновационный центр повышения квалификации
Отчетные материалы по самообследованию
Отчет по изучению мнения населения о качестве предоставляемых услуг
Вакансии
Политика обработки персональных данных
Охрана труда
Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Деятельность по противодействию коррупции
Отвечает юрист
Организация обучения в Центре в условиях распространения короновирусной инфекции
Конкурс “Большая перемена”
Организация образовательного процесса Центра с 01 сентября 2020г
Условия питания обучающихся
Часто задаваемые вопросы
ФИП
Школьный спортивный клуб
Размер шрифта
ААА
Шрифт
АяАя
Межсимвольный интервал
aaaaaa
Межстрочный интервал
Цветовая схема
ААААА
Изображения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *