Разминка началась с упражнения – аналогии веселого задания. Тренинговое занятие, направленное на совершенствование коммуникативных навыков, развитие способности вставать на позицию других людей

Выезд в Новый дом – радостное  событие для наших ребят! Комфортная обстановка и  уют прекрасно  влияют на настроение, повышают интерес к проводимым занятиям. Необходимо помнить, что тренинг – это не только последовательность упражнений и теоретических блоков, а, в первую очередь, взаимодействие  участников  друг с другом. Участие в тренинге требует от ребят активности, открытости, готовности выполнять практические упражнения, делиться своими переживаниями, анализировать свои ошибки. Чтобы это было возможно, все участники должны чувствовать себя комфортно и безопасно во время занятий. Создание безопасной, доброжелательной и комфортной атмосферы в группе является одной из важнейших задач любого тренинга.  

Группа практического обучения  «Слесарное дело»  провела в стенах нового здания тренинговое занятие, направленное на совершенствование коммуникативных навыков, развитие способности вставать на позицию других людей, при этом основные задачи, такие как настрой детей на непринужденное поведение, развитие   различных  видов  чувствительности, получение позитивного жизненного опыта, были успешно решены. Разминка началась с упражнения – аналогии веселого задания, где каждый из воспитанников сравнивал свое настроение с любым из имеющихся инструментов. Конечно, ребята припомнили все из них, имеющие отношение к осваиваемой профессии – штангенциркуль, отвертка, молоток, плоскогубцы… И только один Данил К. робко спросил: «А можно назвать «подушку»? Свой выбор объяснил просто – не выспался, но держусь!

Следующее упражнение – «Поменяйтесь местами те, кто…» является универсальным, ведь здесь можно задавать любые вопросы на интересующие темы.

Это упражнение помогает ребятам  узнавать  больше друг о друге. Начинает занятие психолог с простых, житейских вопросов :

– Поменяйтесь местами те, кто любит мороженное;

– Поменяйтесь местами те, кто каждый год отмечает  свой день рождения;

– Поменяйтесь местами те, кто помогает родным по-дому и т.п

Постепенно ребята включаются в работу, просятся на роль ведущего и конечно задают провокационные вопросы:

– Поменяйтесь местами те, кто курит;

– Поменяйтесь местами те, кто воровал;

– Поменяйтесь местами те, кто любит обманывать…

В процессе выполнения слышны возгласы удивления, выясняется что-то новое о каждом из ребят, все переглядываются, ждут реакции взрослых – не всегда представляется возможность открыто сказать о своих  недостатках и слабостях.

Некоторые дети не очень хорошо осознают свои настроения состояния. Следующее упражнение «Магазин душевных качеств» посвящено этой теме.   Участникам тренинга было предложено  подумать и проанализировать, какие качества им нравятся друг в друге (и хотелось бы, чтобы эти качества сохранились), каких качеств не хватает, либо  хотелось бы, чтобы они были приобретены и от каких качеств хотелось избавился. Далее для примера выдается список различных человеческих качеств, каждый из которых обозначается определенным цветом (приклеивается рядом с названием качества кусочек цветной бумаги). Выдается каждому участнику три полоски бумаги с надписями «Оставлю у себя», «Продам», «Куплю». Ребята выбирают из предложенного списка качества и раскладывают их на бумажки с надписями. Таким образом, у каждого  получается три группы качеств: те, которые нравятся и хотелось бы, чтобы эти качества остались у него; качества, которые не нравятся, и хотелось бы их «продать» и качества, которых не хватает другому человеку, и хочется их «купить» для него. Конечно, не все смогли правильно ранжировать свои качества, так как уровень критичности снижен и всегда заметнее недостатки другого человека более, чем свои. Это задание предназначено для размышления и работой над собственным «Я».

По окончании занятия прошло подведение итогов (рефлексия) и заданы вопросы:

– Чем полезно именно для Вас данное занятие?

– Что является самым важным из того, что вы сегодня узнали?

В ответах подростки были единодушны: общаться и узнавать друг друга лучше! И.А. Гаврись, педагог-психолог