«Ребёнка не надо воспитывать, его надо просто любить,
защищать и пытаться понять»
Огурцова Маргарита Николаевна, социальный педагог МБОУ СОШ с. Ильинка, Хабаровский муниципальный район: Я сюда ехала с большим дефицитом знаний о работе с детьми с девиантным поведением, как теоретических, так и практических. Я понимала, что нужно с ними работать, а как работать нас никто не учил. Есть в школе дети, а вот как работать с ними было не понятно. Именно поэтому попросилась на курсы, до этого месяц назад была на семинаре в Центре, который проводили в новом доме. Там поняла, что это будет достаточно интересно.
Начало было многообещающим, Галина Ивановна загрузила, объяснила, что дети сейчас совершенно новые, другие, что это новое поколение, раздала раскладку всему и вся, теория была очень емкая. А когда мы приехали сюда на практику, подтвердилось главное, что зрело у меня в душе: ребёнка не надо воспитывать, его надо просто любить, защищать и пытаться понять. Понять, почему он сегодня пришёл в плохом настроении? Может быть, он не кушал. Почему он агрессивен и дерётся? Может потому, что мама с утра пьяная. Осознание того, что детей просто нужно любить здесь нашло подтверждение. Здесь детей любят, любят безусловно.
Из практического: педагогический театр, мозартика, цветовые круги и диаграммы на уроках, тренинги, игры. Очень большой след оставил тренинг психотерапевта с применением нейропсихологических техник. Он был полезен, многое записала, многое начала читать. И естественно самое сильное потрясение – это поездка в СИЗО. Теперь я знаю, что лягу костьми, но ни одного ребенка со своей школы я туда не отпущу.
Большое спасибо, надеюсь, позволите к вам обращаться, если возникнут затруднения, у вас очень отзывчивые педагоги. Большое спасибо, было очень полезно.
Чугуева Мария Сергеевна, педагог-психолог КГБУ Детский дом № 32, с. Некрасовка, Хабаровский муниципальный район: Много информации получила за две недели. Здесь мы учимся говорить правильно, взяли под контроль свою речь. Я начла работать над речью. Сейчас столько всего в голове, поеду домой буду всё выстраивать: что для общего развития, что для практики. Отмечу то, что мне хочется расти, как психологу, и я задумалась, какие же книги почитать. Теперь я знаю, какую литературу читать: конкретных авторов, конкретные книги, этим я займусь. Это большой плюс. Всё это буду рефлексировать очень долго. Всем большое спасибо! С огромной благодарностью буду ещё приезжать. Ещё хочу отметить проекты. Сейчас есть наглядно наша работа, которую мы выполнили, ценная информация. Теперь мы знаем, как это делать, на что опереться.
Деулина Надежда Юрьевна, социальный педагог КГБОУ ШИ № 1, г. Хабаровск: Большое вам спасибо за опыт работы с детьми, который вы нам предоставили. Порой, работая с детьми, мы их неосознанно боимся, а здесь нам показали, что бояться-то нечего. Играли в педтеатр, а они сами всё простроили, придумали, показали, мы только подстроились под них.
Большое спасибо девочкам психологам. Много тренингов, мастер-классов, которые идут на сплочение детского коллектива, профилактику буллинга. Действительно есть что взять и применить в своей работе. Применю опыт родительских собраний, знания о видах неблагополучия семей.
Шилимова Любовь Андреевна, социальный педагог службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом № 1, г. Хабаровск: Я на курсах не первый раз, но в этот раз посмотрела с другой стороны. О работе Центра могу говорить много, бесконечно – это великий труд. Спасибо педагогам, Вам Александр Геннадьевич. В свою практику возьму педагогический театр, я про него знала, но почему-то забыла. Нам это применимо с кандидатами в замещающие родители. Это тренинги, очень лёгкие, быстрые, динамичные. Валерия Анатольевна и Полина Алексеевна – это находка! Мозартика – это что-то новое, необычное, и так, как нам её показала Маргарита Николаевна, это заинтересовало, возьму на заметку.
На работе коллегам про неё уже рассказала, взяли контакты для приобретения методического пособия, будем вводить в практику. Неизгладимое впечатление на меня произвёл выезд в СИЗО, конечно – это боль. И ещё я бы расширила этот курс не только для социальных педагогов и педагогов-психологов, но и для предметников, классных руководителей, чтобы они видели, как можно работать с детьми, не давя своим авторитетом, чтобы они знали, как работать с подростками.
«Всегда говорила, и убедилась на курсах, что нужно любить детей.
Но любить как, я увидела здесь»
Замятина Валерия Валентиновна, социальный педагог КГКУ Детский дом № 12, г. Амурск: Я работаю в детском доме 21 год. Благодарю своих руководителей, которые меня отправили на эти курсы, потому что я считала себя выгоревшим педагогом. Я не знала методы, как ещё можно работать с детьми детского дома. Всегда говорила, и убедилась на курсах, что нужно любить детей. Было много прочитано книг, таково было моё душевное состояние. Но любить как, я увидела здесь. Увидела по-другому. Благодарю Галину Ивановну, она своей позицией, своей харизмой заразила. Дала столько материала, я всё записала. Когда испытываешь литературный голод, ищешь что почитать, а тут на стойке увидела, сфотографировала мне интересных авторов. Учитывая моё выгорание, возможно это поможет мне напитаться силами. Я благодарю, за то, что вы не жадничаете и отдаёте всё что есть.
Как только я переступила порог Вашего дома – этого Центра, я удивилась. Не ожидала, нас встретили дети, такие радостные. Здесь работают педагоги, и работают с талантливыми детьми. Нет ощущения, что раньше они обманывали, что кто-то в чём-то был замечен. И как вам удаётся всё это организовать! Мы обычно думаем: «А, всё показуха!». Обычно же как – пироги напекли, везде всё помыли, отмыли, а здесь этого нет. Те две недели, что мы здесь прожили, мы убедились в том, что работать с такими детьми можно и нужно, а вы показали, как это делать, насколько это важно. Педагоги-предметники – это вау! Я бы, конечно, порекомендовала, чтобы все педагоги тут поучились, ведь педагог – это профессия выгорающая. У нас такое время, что мы подвержены эмоциональным стрессам и годы тоже берут своё. Молодые специалисты не идут в учебные заведения.
Для себя я возьму обязательно тренинги. Большое спасибо психологам, потому что делились всем, что есть, пытались дать самое лучшее. Даже где-то голова разболелась от информации.
Ещё мне понравилось, что с нами на курсе были ваши педагоги, девочки такие открытые, добрые, подсказывали все организационные моменты: как добраться, например. Мы подружились очень сильно. На самом деле наша группа, я думаю – уникальна, каждый специалист, приехавший из всех уголков края. Надеюсь, группа будет существовать долго, будем делиться материалами.
Отмечу ещё уникального человека, это – Александр Геннадьевич. По-началу и у меня были замечания, вы ими меня научили, как нужно. Мне кажется, что вы отец не только для детей, которые здесь проживают, но и являетесь отцом для нас. Вы – человек живая легенда, о вас много говорят, я о вас много слышала, но никогда не видела. И я благодарю своё начальство, что отправило меня на курсы, и Вас, что подарили каждому частичку души. Я хочу, чтобы у Вас всё, что было задумано воплотилось. Вы – будущее, ведь вы воспитываете детей, а они наше будущее. Благодарю Вас за ваш опыт и любовь к детям, которые вы вселили в нас.
Петренко Лидия Афанасьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОТ ДДТ, г. Бикин: Хочется отметить колоссальный профессионализм данного коллектива, взаимодействие, взаимовыручку. Сколько хорошего я здесь почерпнула! Скажу о том, что я возьму, и с чем я буду работать в ближайшее время – это ключевые дела. Меня поразили артистические сценки, короткие спектакли. Они были настолько интересные, с глубоким смыслом, что я взяла их себе на заметку, записывала всё в подробностях. Непременно в ближайшее время всё это проведу. Я поняла и вынесла, что нужно помогать детям решать свои психологические проблемы. Объяснять, что нет проблемы в жизни, что есть задача, которую нужно решать и этому научить детей.
Бутузова Светлана Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ п. Дормидонтовка, Вяземский район: В должности педагога-психолога я на курсах впервые. Вообще я всегда смотрю с позиции социального педагога, потому что я долгое время работала в детском доме именно социальным педагогом. И для себя как для педагога-психолога, я очень много здесь взяла. Мне не хватает практики, в этой должности я работаю с января. Я для себя возьму мозартику, работаю с цветом, мне это очень интересно. Возьму для себя педагогический театр, ключевое дело. И как педагог-психолог, отмечу работу с учителями предметниками – бинарные уроки. Буду предлагать свои услуги учителям истории, географии, математики, уже есть план в голове, как я буду работать. Эти методики и формы я взяла для себя, мне очень понравилось.
Киреева Наталья Ивановна, социальный педагог МБОУ СОШ № 27, г. Хабаровск: Мне хочется отметить, как учителя ведут уроки. Они точно знают, что и как делать, что сказать. Я была на занятии в слесарном деле и на уроке физкультуры.
Очень понравился коллектив психологов, дали очень много полезного материала. Мозартика понравилась, дали контакты, где приобрести. Это можно использовать вне зависимости от того, психолог ты или другой педагог.
«Очень много можно говорить красивые слова о воспитании детей, но здесь я всё увидела на практике. Вы как говорите, так и живёте»
Доренская Надежда Михайловна, педагог-психолог, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5, г. Бикин: Когда увидела тему курсов очень загорелась, потому что в нашей школе большое количество детей с девиантным поведением, большое количество группы риска именно криминального характера. Сама часто хожу на допросы, на заседания в суды. Дети попадают туда ни один, ни два раза. Для меня поход в СИЗО стал большим ресурсом для дальнейших бесед с детьми. Теперь это будут не просто сухие беседы или формальная профилактика, я смогу рассказать им о том, что я там была, что я видела. Для меня это был очень ценный опыт. Посмотрим, как эта профилактика будет действовать. Очень хочется отметить доступную подачу материала, очень интересные формы подачи материала, не было скучно. Очень люблю фразу: «Хорошо поёшь, а как живёшь?». Очень много можно говорить красивые слова о воспитании детей, но здесь я всё увидела на практике. Вы как говорите, так и живёте, всё применяете на практике в Центре. Спасибо!
Бегайкина Наталья Викторовна, педагог-психолог КГБУ Детский дом № 5, г. Хабаровск: Хотелось бы поблагодарить вас за ваше гостеприимство, за то, как вы нас встретили с гармошкой, танцами. За тот опыт, которым вы делитесь, безусловно, буду применять, пользоваться. За тренинги, которые проводили педагоги-психологи, буду пользоваться упражнениями.
Пашкова Светлана Владимировна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 20, г. Вяземский: Я по первому образованию воспитатель дошкольных учреждений, и лекции Галины Ивановны я уже слушала, но и сейчас мне было очень приятно и полезно. Спасибо и за практические упражнения. Александру Геннадьевичу хотелось бы сказать, что у вас работает прекрасный коллектив. Что я могу взять в свою профессиональную деятельность? Мне очень понравилась мозартика, интересный опыт. Я занимаюсь с детьми с ОВЗ, использую песочную терапию, кляксографию, поэтому меня заинтересовала мозартика. Все ваши методы и подходы в работе с детьми, родителями хорошие. Как вы сказали, можно использовать частичку опыта, идею и я готова их привезти в свою школу.
Пигуль Галина Ивановна, профессор кафедры «Педагогика» ХК ИРО, кандидат педагогических наук, доцент: То, что вы увидели – это действительно жизнь, не специально отрепетированные мероприятия. Это жизнь этого Центра. От всей души вас поздравляю с прекрасным завершением этих курсов. Рада, что вы уедете багажом знаний и любви и с удостоверением о прохождении курса повышения квалификации.
Безусловно, я вам желаю, чтобы тот педагогический коллектив, в который в сейчас пойдете, вас принял с радостью и сказал: «Вот это да! В следующем году посылаем другую партию педагогов в этот Центр!». И, конечно, я желаю вам здоровья, любви, благополучия. Не теряйте связи с прекрасным Центром и Александром Геннадьевичем.
Зотова Юлия Владимировна, заместитель министра образования и науки Хабаровского края: Коллеги, я приезжаю в этот дом по разным причинам. Сегодня я хочу, первое – понять, а что можно улучшить в курсах, ведь для меня это важно. Второе, понять, где можно увидеть ростки того опыта, который вы здесь получили, если эти ростки будут – это здорово. К сожалению, ребят, которым требуется помощь сейчас очень много. Поэтому, если в ваших учреждениях будет становится больше детей, которых любят, будет здорово. Хотелось бы пожелать, чтобы в практике курсов появились психолого-медико-педагогические консилиумы, сделайте в следующий раз в курсах такую практику. Это дорогого стоит. Эта та часть работы, которая не всегда получается в педагогических коллективах. Наверное, если бы я не побывала на консилиумах, я бы так не говорила. Это огромный опыт, который важно пережить каждому педагогу, это наша с вами работа.
Расскажите на местах, что есть такой опыт, что вы так работаете, что важно, чтобы мы все так начали работать или мы что-то взяли для себя. Когда курсы заканчиваются внутри вас, или только в вашей работе, они не прорастают – это плохо, особенно там, где приезжают руководители или заместители руководителей, вы психологи, социальные педагоги, вы работаете со всеми детьми и всем педагогическим коллективом вашего учреждения. Важно, чтобы эти ростки прорастали у вас, тогда Александр Геннадьевич скажет, что эти ростки не только в моём доме, а они везде: в других учреждениях, в других детях. Опыт есть, он замечательный, мы его ценим и хотим, чтобы этот опыт распространялся. Я благодарю за откровенность, это очень важно. Когда мы откровенны с детьми, с педагогами, это в любом случае сближает. Всё что получается, что в силах Министерства образования мы делаем, но то, что не всегда получается, тоже правда, потому что не всё в наших силах. И, конечно же, хотелось бы, чтобы дружба педагогических коллективов, на почве прорастания этих ростков, налаживалась быстрее. Пусть дети будут здоровы, пусть дети будут любимы! И ваши семьи, ваши дети, никогда не испытывают чувство нелюбви.