
«Сегодня наш вечер пронизан понятием Любовь»

Наталия Валентиновна Соколова, исследователь творчества А.С. Макаренко, соавтор книги «Православные корни педагогического опыта А.С. Макаренко» (Москва): Сегодня наш вечер пронизан понятием Любовь. Это самое великое чувство, которое творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности.
Вы сегодня видели, слышали выступление Александра Геннадьевича, что у него через каждое слово – любовь. Любовь, доброта через каждое слово. Если провести социологический анализ, то такая частотность этого понятия на нашем вечере была бы зашкаливающая.
«Творчество – это преодоление серости жизни, это уже выход в духовную сферу»

Наталья Витальевна Скурская, методист ЦДКиО Кронштадтского и военного благочиний, финалист конкурса 2022 г. «За нравственный подвиг учителя», лауреат знака св. Татьяны «Наставник молодёжи» (Санкт-Петербург): Творчество – это преодоление серости жизни, это уже выход в духовную сферу. Существуют три кита воспитания: деятельность, отношения, организация вот что и в Центре. Вы все это соблюдаете, коллектив во главе.
«Это подвиг – то, что они делают»

Ольга Николаевна Усанова, доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа, действительный член международной академии психологических наук, Почетный работника высшего профессионального образования: Я думаю, прежде всего, нужно низко поклониться Александру Геннадьевичу и коллективу Центра за то, что они делают. Я познакомилась с ним почти 30 лет назад и была в этом Центре. И в Центре находиться невозможно без слез, потому что то, что они делают, вызывает такие чувства, которые ввергают в состояние недоумения и желания понять и желания сделать что-то подобное. Это подвиг – то, что они делают. И теперь мы переписываемся практически каждый день, я получаю письма из Хабаровска о том, что там происходит. Там идет жизнь – настоящая жизнь, потому что дети все время заняты полезным, интересным, познавательным делом, и они меняются. На самом деле в Хабаровске с ними занимаются тем, что меняют их качество жизни и меняют психологическую экологию жизни.
Что это такое психологическая экология? Экологический человек – человек безвредный, человек, который несет добро людям. На самом деле их хотят сделать и делают практически счастливыми. Очень много нужно человеку, чтобы стать счастливым – для начала он должен стать благополучным.
Что такое благополучие? Это когда у человека позитивное состояние, он позитивно настроен, у него положительные эмоции, он доволен своей жизнью, он смотрит на мир позитивно, он понимает что вокруг люди дружелюбные и он, таким образом, в этом мире хороший – потому что его любят и к нему хорошо относятся. Главные качества – социальное благополучие и психологическое благополучие. Человек всегда испытывает чувство нужности и вот здесь, в Хабаровском Центре как раз показывают, что эти дети нужны, что к ним хорошо относятся.
«В Петрынинском Центре дети меняются, потому что им показывают разнообразие жизни: они и работают, они и помогают другим, они учат уроки, они достигают успеха!»
Это важно, чтобы человека замечали, и он чувствовал, что нужен другим. И то, что показывают в Центре детям, делает это чувство важным для них! Психологическое благополучие – это когда человек чувствует, что он удовлетворен тем, что с ним происходит. И вот мы сейчас слушали высказывания детей – они все довольны тем, что с ними происходит: «В той школе меня не любили, говорили, что я плохой, а здесь меня любят…». Каждый раз они что-то открывают в себе, они пишут работы, в которых говорят: «Я узнал о своих друзьях то-то», «Я узнал, что могу играть на сцене, узнал, что у меня получается сделать детали на токарном станке». И когда они это говорят, они еще раз это проживают, запоминают и становятся в этом уверенными. Они убеждаются в этом, и это меняет человека. И как раз в Петрынинском Центре это и происходит – дети меняются, потому что им показывают разнообразие жизни: они и работают, они и помогают другим, они учат уроки, они достигают какого-то успеха! Они ездят, они видят мир – жизнь у них разнообразная.

Я несколько раз в ответ на письма, которые получала, написала Александру Геннадьевичу: «Я хочу в Хабаровск, я хотела бы жить точно там же в такой же жизни». Потому что у нас жизнь достаточно одинаковая идет – сделал то-то, пошел туда-то и день кончился. А там жизнь более разнообразная получается. Вот они так строят детский график жизненный, что постоянно меняются события, а эти события вызывают новые чувства, новые ощущения, новые впечатления. Это все обогащает внутренний мир человека – для него окружающий мир становится более богатым, они видят его шире. Как мы видим не только эту комнату, где находимся, но и знаем, что за пределами этой комнаты есть многое другое, что мы увидим, что мы видели, знаем, ощутили и мы это помним. И вот это наше психологическое благополучие – нам нравится эта жизнь!
«Все эти социальные сети, чувство любви и привязанности ребенок может получить в Хабаровском Центре.
Он становится ценным, уверенным в себе»
Благополучная психологическая экология жизни детей включает много факторов. Благополучие бывает, когда человек меняется, он растет. Мальчики в фильме об этом говорили: «Я изменяюсь, мы меняемся». Когда человек ощущает, что меняется, ему становится лучше.
Основные 4 фактора благополучия: фактор принятия – это дружелюбное отношение к людям, теплое эмоциональное отношение – это и происходит в Центре, взгляд на них позитивный, доброжелательный. Когда ребенок морально благополучен, он себя начинает высоко ценить. Дети все говорят: «Любят нас». Ребенок живет в любви, поэтому с другими людьми он общается дружелюбно и морально благополучен. И когда ребенок приходит в Центр, он все это получает.
Еще важен фактор включенности – человека не только нужно принимать и хорошо к нему относится, но и с ним что-то вместе делать, принять в компанию, где будет общее дело, где будет результат общего дела. Должны быть социальные сети – сообщества других людей. И если таких людей много – даже экскурсовод, с которым они обнимались и целовались, – это тоже важные люди, с которыми что-то вместе делали. Это все придает ребенку силы: я не один, мы вместе. И все эти социальные сети, чувство любви и привязанности он может получить в Хабаровском Центре. Он становится ценным, уверенным в себе. И мы видели глаза этих детей, мы слышали рассказы этих детей.
«Очень важный момент, когда человек себя осмысляет и может преподнести словами»
Каждому человеку важно иметь в жизни успех – это заложено, это потребность в человеке, заложенная с рождения. И когда человек ощущает успех, он находится в комфорте. Он уверен в себе и чувствует, что есть какая-то перспектива. Если он выучил урок, что-то сделал сам, его похвалили – у него уровень притязаний повышается, хочется сделать еще больше. Вот так человек растет. Если такие мысли прививать ребенку, он будет двигаться дальше, что и происходит в Хабаровском Центре. Показывают, что он успешный, что он смог преодолеть себя, что у него получилось и это дает ему возможность дальше развиваться.



И, кроме того, очень важно, чтобы у человека было психологическое здоровье -психика должна быть устойчивой и должен быть такой баланс в психике позитивного и негативного. Очень важно, чтобы позитивное состояние преобладало, тогда человек сможет решать многие жизненные проблемы, легко адаптируется в социуме. Предложат ему что-нибудь нехорошее, он скажет: «Нет, не буду!», потому что он устойчив противостоять вредным условиям среды. Главное, чтобы у детей была эмоциональная стабильность – могли оценивать: может он или не может. Смотреть на мир добрыми глазами – сначала замечать хорошее, затем плохое. Но не просто замечать – чтобы к хорошему стремился а плохое отмечал: это нужно исправить, чтобы мог строить отношения с другими людьми, не был замкнутым, не был стеснительным. И вот для этого очень важно, что делается в Петрынинском Центре -чтобы дети проговаривали свои новые достижения, что нового они увидели, чему научились, чем они стали лучше. Они каждый раз пишут: «Что случилось со мной, как я изменился». Это очень важный момент, когда человек себя осмысляет и может преподнести словами.
«Это невероятно трудная и невероятно успешная работа!»
Когда хочется что-то обсудить с Александром Геннадьевичем – разница во времени большая, он мне звонит и говорит: «У нас час ночи, а я еще на работе». Это такая работа, когда всю душу, все сердце отдается детям и работе, но зато какие результаты, какие успехи совершенно невероятные!

Сложно поверить, но вы слышите рассуждения этих детей, вы видите их лица, глаза – они меняются. Сначала – это зажатый ребенок, комок, сгусток, который не идет на контакт. В общем чувствуется, что ему трудно и плохо и всех он воспринимает, как врагов. Ребенок, который получил много замечаний – у него в подсознании много отрицательных знаков. Он закрывается и хочет защититься от этих нападок.
Когда что-то хорошее получается, его хвалят и за эту ниточку подтягивают, он раскрывается и будет говорить как человек с высоким уровнем образования. Вот как мальчики говорили и фразы такие красивые, и смыслы интересные – это потому что они раскрыты к общению, им показали, что не нужно бояться взрослых, которые вокруг. Эти взрослые хотят вам только хорошего, они вас любят – они все это произносили, это не мои слова. И психологическая экология, как наука все это изучает и тот пример, который мы видим в Хабаровске – это образец того, с чего это надо писать, потому что это невероятно трудная и невероятно успешная работа!



Материал подготовили педагоги-психологи И.А. Гаврись и А.Р. Самусева