На базе Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи прошел ежегодный краевой семинар-совещание «Взаимодействие образовательной организации с институтами профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения несовершеннолетних». В нем приняли участие свыше 80 руководителей, заместителей руководителей, педагогов и специалистов из Амурского, Ванинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Хабаровского муниципальных районов, городов Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска.
В качестве экспертов на семинаре-совещании выступили Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае П.В. Перевезенцев; и. о. заместителя министра – начальника управления воспитания, дополнительного образования и детского отдыха министерства образования и науки Хабаровского края И.М. Ивлева; заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Хабаровскому краю, полковник полиции Н.В. Белозерова; сотрудник Следственного Управления Следственного Комитета России по Хабаровскому краю и ЕАО, майор юстиции М.Я. Веренька; ректор ХК ИРО, кандидат исторических наук Е.В. Гузман; начальник управления образования администрации г. Хабаровска Т.Б. Матвеенкова.
Перед началом семинара его участники ознакомились с образовательным пространством Центра, способствующим психолого-педагогической реабилитации подростков с оклонениями в поведении, был продемонстрирован документальный фильм о судьбах воспитанников Центра «Просто дети. Не трудные».
С докладом «Анализ взаимодействия Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с КДН, ПДН, секторами по работе с детьми, молодежью и семей, Следственным Управлением по профилактике и преодолению девиантно-криминального поведения и наркозависимости воспитанников. Социальная адаптация выпускников» на сминаре-совещании выступила заместитель директора Центра В.А. Кузнецова.
О психологических предпосылках девиантно-криминального поведения подростков и результатах диагностики агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению (на примере воспитанников Центра) рассказала педагог-психолог Центра П.А. Дементеева; о социально-реабилитационная работе с семьей – классный руководитель 9 класса Н.А. Бойцова.
Опытом сотрудничества с ХК ЦППМСП по профилактике правонарушений несовершеннолетних на семинаре-совещании поделились начальник отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДНОП УМВД России по району им. Лазо Хабаровского края майор полиции Н.В. Ивачева; социальный педагог, классный руководитель МБОУ СОШ с. Ильинка Хабаровского муниципального района М.Н. Огурцова; инспектор по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДНОП № 8 УМВД России по г. Хабаровску Н.А. Медведева.
Директор Центра, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федеации А.Г. Петрынин представил на семинаре-совещании результативность совместной деятельности Центра и институтов профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения воспитанников, что убедительно подтвердили выпускники Центра разных лет: Калерия Воробьева, Андрей Корниенко, Дмитрий Димов, Данила Власенко и Никита Болдырев, рассказавшие гостям о роли Центра в их жизни и о том, как складываются их судьбы.
Руководитель Центра вручил Благодарности за активное взаимодействие по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, попавшим в сложные жизненные ситуации.
Завершился семинар-совещание рефлексией его участников. Ниже публикуются фраменты ее аудиозаписи.
Курбонов Азиз Мерзоевич, директор МКОУ СОШ с. Чумикан, Тугуро–Чумиканский муниципальный район: Я – руководитель. Я и все коллеги восхищены. Потому что каждую субботу у Вас бывает выступления. И когда только успеваете? Потому что всю неделю дети нагружены, но, несмотря на это, они еще столько участвуют. Мы смогли посмотреть столько выступлений! Просто это великолепно! Я выбрал эту методику, думаю, что я это сделаю. Все то, что мы видели, находясь здесь, это я и каждый из нас хочет взять. Это тяжело, этот опыт годами, это не один день, не два, это 30 лет, что Центр существует. Конечно, это опыт колоссальный, наработанный. Я про себя думаю, что я и мои коллеги, их сейчас здесь нет, хотим организовать совместно с Вами какие-то выступления в онлайн, таким образом, чтобы ощущалось на себе, чтобы можно было задать вопросы, потому что не каждый педагог может сюда приехать, потому что это тяжело и трудно. Хочется, чтобы они сами вам вопросы задавали, чтобы Вы ответили, чтобы они ощутили на себе. Потому что мы приедем сейчас туда, расскажем, каждый воспримет по-своему. А от того, что ты сам побыл здесь, ощущения другие. Это абсолютно другие ощущения. Мы готовы отправить коллег на курсы, потому что когда я приеду, мы будем с отделом образования разговаривать, не зря я столько фотографировал. Сегодня я разговаривал с вашими педагогами и психологами. Здесь тесное сотрудничество. У меня в школе есть круглосуточный интернат. Там дети из поселков. Судьбы разные, тяжелые. У них у кого-то огнестрельным оружием родитель убит, у кого-то что-то побное. Проблем очень много: пьют, безбожно пьют. С ними общаешься, они не понимают. Там же деревня и все по-другому. Теперь итог. Мы увидели Ваших детей. Вы их нам показали. Они приходят, благодарят. Мы тоже хотим помочь детям, как и Вы. У меня мысли о том, чтобы создать Центр, и это дорогого стоит. Но есть ваши плоды, которые действительно благородны. Хочется сказать Вам побольше спасибо! Хочется побольше с вами контактировать, как-то пообщаться с Вами. Я думаю, что это такой творческий подход.
Шарипова Екатерина Евгеньевна, заместитель директора по воспитательной работе многопрофильного лицея, г. Хабаровск: Работаю я в многопрофильном лицее не так давно. Наши ученики сейчас являются вашими воспитанниками. Сложные ученики и, наверное, выражу мнение своих коллег, огромную благодарность за ваш труд, который вы делаете и мы, как никто другой, понимаем, насколько он важен и нужен, и сложен. Под огромным впечатлением от сегодняшнего знакомства с Вашей работой. Еще раз спасибо.
Ивачева Наталья Васильевна, начальник отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДНОП УМВД России по району им. Лазо Хабаровского края, майор полиции: Нахожусь под впечатлением, увидела ребят, наших ребят. Вот наша категория деток, с которыми мы работаем. Очень приятно видеть результат, когда из плохиша становится парень. Они стали людьми, они стали личностями, что бы с ними было без Вас?! Мы задаем этот вопрос и прекрасно понимаем ответ на него. Потому что мы с ними работаем, с этими ребятишками. Когда нет любви, когда нет поддержки таким детям, ничего из них хорошего не выйдет. А так как вы вовремя помогли этим детям, мы сейчас видим такой результат. Мы видим, что эти дети стали полноценными членами общества. И дай Бог, чтобы в жизни у них все сложилось в дальнейшем хорошо. Огромное спасибо Вам лично, всему Вашему коллективу за огромную, неописуемую работу. Дай Бог процветания Вашему коллективу за то, что вы так много вкладываете в Ваших деток. Спасибо!
Димова Ольга Владимировна, педагог-психолог МОУ ЦО «Открытие», г. Комсомольск-на-Амуре: До работы психологом в школе я 18 лет прослужила во ФСИН и заканчивала службу в уголовно-исполнительной инспекции. Как раз вот эти сложные подростки – однозначно категория уголовной инспекции, поскольку это условно осужденные дети. И вот я хочу сказать из опыта моей работы в Комсомольске, что если школа, техникум активны, заинтересованы, то можно применять разные варианты работы. Это не только беседы, нравоучения, совместные рейды всевозможные, а проведение конкурсов к дням правовой помощи, каких-то деловых игр. Я помню, проводили мы в каком-то детском доме мероприятие и было у нас две команды. Мы говорим, что сейчас мы скажем событие, а вы скажете, какой вид ответственности у ребеночка наступил. Петенька взял и, например, покурил в общественном месте. Дети отвечают, что это административка, что их можно за это привлекать. А вот, если, допустим, Машенька что-то украла, то это уже кража, уголовка. Она потом ходит отмечается. И потом, когда одна команда побеждает, они говорят, что, конечно им-то легко, они все у вас на учете состоят, поэтому побеждают. Представляете, какой предмет для гордости у них. Они на учете состоят и все знают. Хочу сказать, что это есть в обязанностях правоохранительных органов. У них это прописано в регламенте, но объем работы правоохранителей, поверьте мне, огроменный. То есть, при норме, например, 60 осужденных на человека, на одного инспектора, у меня в свое время в Комсомольске приходилось 200-250. Это проблема и системы образования. Поэтому инициатива, на мой взгляд, все равно должна исходить из школ однозначно. Поэтому, если инициатором выступает школа. Они будут только рады вашей инициативе. Мне очень понравилась длительная перспектива, которую выстраивают дети Центра. Вот это мне, например, очень важно. И ваша связь с выпускниками – это тоже очень важный такой хороший момент. Мы обсуждали, что вот, например, ребенок учится в школе, и мы видим его в этом моменте. И, как только он ушел, мы выдохнули и забыли. А важно, чтобы отследить, что дальше и действительно посмотреть именно динамику, как говорится, слово отзовется. Коллеги, данная система целебна не только для детей, она целебна и для нас. Я думаю, наверное, каждый заметил в душе определнные подвижки, когда уже хочется как-то по-другому, что-то другое применить, по-другому организовать и как-то вот двинуть этот процесс в другом, хорошем направлении. Поэтому вы и нас тоже лечите. Спасибо, что и нас спасаете!
Вохидова Назира Розиковна, преподаватель КГБ ПОУ ХТГИПП, г. Хабаровск: Я очень очарована этим Центром. Я очень рада, что у детей есть такие возможности. Посмотрела, какие здесь аппартаменты приготовлены для детей. Это же какое счастье, если каждый ребенок будет чувствовать себя таким воодушевленным, вот таким нужным. Забота о них показывает, что они чувствуют, что для общества они нужны, они не потеряны, для них созданы такие условия, они понимают уже, что в жизни надо к чему-то стремиться. Конечно, когда они побывают в таких условиях, они никогда уже не захотят быть в тех условиях, откуда они пришли. На самом деле это такая работа очень-очень-очень плодотворная. Здесь у Вас есть домовая церковь. Это имеет очень большое значение. Например, если он не справляется со своей проблемой, что-то мог утаить и не сказать, можно прийти, помолиться и высказаться Богу в своем понимании. Здесь очень видно, что дают тепло. Я рада, что есть такие Центры, что есть такие люди, которые всю свою жизнь посвятили этим детям. Спасибо вам большое! Очень рада, что я среди Вас, спасибо Вам коллеги, я почувствовала себя в семье, я чувствую, что мы как семья и эту радость, эту любовь, эти впечатления мы постараемся тоже вот применить в своем коллективе. Впечатления хорошие. Спасибо Вам большое!
Приймак Галина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ п. Дуки, Солнечный муниципальный район: У меня возникло такое ощущение, что парень, который из железнодорожного техникума, мне знаком. И я вспомнила, что видела его в «Лавите», когда заходила туда со своей мамой. Я маму в клинику привозила. Мама – пожилой человек и я никогда не ожидала от официанта, что он принесет подушку и даже скажет, где лучше сесть, чтобы не дуло. Это было такое откровение! Было видно, что это искренне. Вот здесь мы как раз видим, что такому типу детей очень нужны правила. А в железнодорожном техникуме правила еще какие! В любом случае учащийся техникума получил удовольствие от трудностей, что учится-учится-учится без троек и он гордится этим.
Пигуль Галина Ивановна, профессор кафедры педагогики и психологии ХК ИРО, к.п.н., доцент: Александр Геннадьевич, простите меня, пожалуйста. Я знаю Вашу загруженность, я знаю ваш интенсив. Как у вас при вашем интенсиве все-таки остается в памяти имя ребенка, его поведенческие аспекты, какой он был, какой он стал? Всех по именам вы знаете и что творится в Центре. Вот как это? Меня мучает уже столько лет!
Мартынов Игорь Николаевич, преподаватель КГА ПОУ ГАСЛЛ МЦК, г. Хабаровск: Вторая половина сегодняшнего дня, когда мы оказались на семинаре – это просто эйфория. Из Центра я для себя отметил, что в пример можно приводить студентам благополучным то, как надо себя вести, себя ставить на примере не совсем благополучных детей. В этом смысле пример очень хороший.
Березина Виктория Геннадьевна, социальный педагог КГБ ПОУ ХПЭТ, г. Хабаровск: Хочу вам сказать огромное спасибо. Эмоции переполняют. А я вижу в Вашем Центре, как лучик какой-то света. Никогда не обращала внимания, хотя я работала в реабилитационном Центре медико-психолого-педагогической помощи в городе Чита. Вас вижу тоже каким-то таким возвышенным человеком. Очень мне понравились эмоции выпускников. Хочется многое взять из Вашей практики. Все взять невозможно, но я возьму самое главное. Я буду пытаться. Ваш коллектив, конечно, он сплоченый. Все люди с подходом, все какие-то такие интересные. Все единомышленники. Для всех вас Центр на самом деле – счастье.