«Но чтобы так, вот чтобы такая система работы, честно, мы не видели». Специалисты Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Забайкальского края о семинаре на базе Центра

В конце декабря на базе Центра состоялся семинар для специалистов Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Забайкальского края. Семинар был организован и проведен педагогами-психологами Центра Т.В. Селезневой, В.А. Кузнецовой, М.Н. Скворцовой, И.А. Гаврись, социальными педагогами Е.Н. Грень, О.В. Жуковой, Г.С. Калининой, Т.А. Шреметьевой.

Гости ознакомились с реабилитационным пространством Центра, с работой психолого-медико-психологического консилиума с участием детей и родителей (законных представителей) и психолого-медико-психологического консилиума специалистов-смежников; беседовали с воспитанниками; побывали на коллективном творческом деле. В рамках семинара прошла встреча с директором Центра А.Г. Петрыниным.

Участникам семинара были вручены учебно-методические пособия по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, разработанные специалистами Хабаровского Центра. Публикуем фрагменты аудиозаписи заключительной рефлексии.

Петрова Екатерина Борисовна – педагог-психолог, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Забайкальского края: Работала и в коррекционной школе и обычной школе. Сегодня хотелось увидеть работу с детьми, в том числе с девиантным поведением. То есть к специалистам ПМПк у нас был свой запрос по работе, и нам хотелось посмотреть (и прямо в точку попали)эту работу. Я не ожидала.Вот что еще можно показать в работе с девиантными подростками: да много чего, разное, практики смотрели – мы много ездим и опытом с нами коллеги делятся, но чтобы так, вот чтобы такая система работы, вот честно,  мы не видели.

В  Чебоксарах попытались, в 2016 году мы там были, они нам показали примерно что-то, но у них не получилось выйти именно на какойто результат с детьми. Почему, не знаю уходили дети чаще в  закрытые  учреждения, постоянно их куда-то передавали… Не было профориентации, мы так и не поняли, что дальше-то что было. У вас и профобучение. Работа колоссальная видна, видна система. Внешне дети красивые, здоровые, но это самая сложная категория и я говорю коллегам: гремучая смесь  работать с детьми  с нормой интеллекта, признаками девиации и плюс еще подростки. Все собрали, самую-самую сложную работу, которая всегда настораживает. Я думаю, что вы очень выгодны как учреждение и в плане политических соображений, так и экономических для вашего региона. То есть это действительно дети, как Вы сказали, не украдут, не начнут добывать себе блага каким-то нечестным путем, а пойдут куда-то в профессию, они видят добро, они благодарны. Особенно в конце мероприятия, когда они благодарят педагогов, это очень значимо для них и все это воспринимается детьми не как данность, просто так. На самом деле благодарны. Вы этому их учите, они видят это добро. Они даже смотрите, как подпевали– этот мальчик, который стихотворение читал, здесь же стоит на сцене крайний, это стихотворение отчитывает. Они настолько стараются – им важно внимание уважение. Дорогого стоит ваш труд и здесь даже не столько обучение, столько вся остальная деятельность.  Здесь у вас  обучение плавно: вроде бы должно быть – учим действительно и экзамены сдавать, и аттестат получать, но тем не менее вся остальная составляющая. Вообще молодцы.

А работа консилиума какая! Мы боремся, у нас вообще борьба такая с консилиумами, особенно районными, за то, что все формально. Вообще в школах все формально и мы всегда говорим: «За счет консилиумов вы столько вопросов можете решить».

Здесь у Вас такое учреждение, без одного какого-либо мероприятия, дела,без вашей структуры ничего не получится. Выдергивать что-то? Общение с детьми. Как нужно правильно общаться, увлекать, завлекать, что все по режимуу них идет. Они знают, зачем и для чего они это делают. Я смотрю, у них нет особо свободного времени. Свободное время у них по определенному расписанию.

Ивашко Татьяна Алексеевна, учитель-дефектолог ЦПМПК Забайкальского края: Согласна с Екатериной Борисовной, у Вас такая профилактика правонарушений, что наверное всей РФ следует задуматься о создании таких школ, потому что у нас нет многих моментов. Если бы так проводилось воспитание подрастающего поколения! А в ваших сценках сегодня такая вся педагогическая работа проследилась- от начала и до конца, приятно смотреть. И как директор подвел итог-потихонечку, ненавязчиво раз и сделал, своя рефлексия была. Вообще молодцы: семейные традиции затронули, углубленное изучение истории.И каждого ребенка Вы раскрыли. Кто-то боялся выйти, кто-то очень сильно комплексовал, боялся рассказать. Вы каждого поддержали, это вообще дорогого стоит, прямо супер, великолепно!

Номоконова Полина Олеговна, учитель-дефектолог ЦПМПК Забайкальского края: Мне как раз понравилась эта предметно-развивающая среда, это же вообще супер! К Вам заходишь и понимаешь, что это сделали дети.

Ищук Мария Васильевна, врач-психиатр, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Хабаровского края: Отсутствие свободного времени – это замечательно, они не начинают думать не в том направлении и как раз постоянно заняты делом. Есть же такое понятие в психиатрии – эрготерапия (трудотерапия). В Советском Союзе активно это практиковалось, к сожалению, в современной системе это все убрали, очень зря. И еще в чем самый главный плюс -тут все заинтересованы, тут все  как одна большая семья работают, все живут единой целью и направлением, и нет такого как в басне «Лебедь, рак и щука» – один туда, один туда, туда не пойду… То есть по факту люди объединены идеей.

Патриотизм изучается в истории, что непосредственно сделано народом для нашей страны. И сценки как раз когда готовятся, все равно какую-то дополнительную литературу  читают, педагоги что-то объясняют и таким образом они могут выучить свою историю.