Ежегодно в начале учебного года в Центре проходит важное совещание, посвященное первичному анализу психического и физического состояния новых воспитанников и их готовности к обучению, комплектованию на новый 2024-2025 учебный год, а также о трудоустройстве выпускников.
Были проведены первичные психолого-педагогические, медицинские и социальные срезы о детях и семьях воспитанников, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень, внутрисемейные отношения, которые в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Проанализированы результаты медицинских осмотров, психологических и логопедических тестов, наблюдений педагогов.
Особое внимание было уделено вопросам психологической поддержки вновь прибывших воспитанников, как важного фактора, влияющего на их успеваемость и эмоциональное благополучие.
С результатами психологических тестов, которые помогли выявить уровень тревожности, агрессивности, депрессии, присутствующие у вновь прибывших детей, педагогов Центра познакомила педагог-психолог А.Р. Самусева. При анализе результатов методики «Уровень удовлетворенности учебной деятельностью» определилось, что самой большой проблемной областью является категория «Одноклассники» (низкий уровень – 34%, дезадаптация – 9%; общий балл составляет 43 %). В прошлом учебном году общий балл составлял 63%. В категории «Педагоги» 20% детей показывают негативную удовлетворенность во взаимоотношениях с педагогами. Если сравнивать с прошлым учебным годом этот показатель на 15% ниже (был 35%). Категория «Адаптация к учебе» составляет 32% – это те ребята, у которых плохо сформировались учебные навыки и те дети, которым не нравится учиться. Тем не менее, в этом году на 11% меньше ребят пришло с такими трудностями, чем в прошлом учебном году.
Психодиагностическое обследование самооценки Дембо-Рубенштейн выявило, что большинство обследуемых подростков с неравномерной самооценкой – 61%. Адекватной самооценкой обладает 24% детей. По сравнению с прошлым годом значение увеличилось на 16%. Завышенная (неадекватная) самооценка наблюдается у 5% детей, в прошлом году это значение составляло 14%. Низкая самооценка у 10% детей, в прошлом году этот показатель был 3%.
По итогам проведенной методики «Несуществующее животное» определился набор наиболее выраженных психологических проблем вновь прибывших подростков: что агрессией страдает – 81% детей; тревожностью, напряжением, страхами – 100%, коммуникативными трудностями – 72%, низкой самооценкой – 50%, депрессивностью – 13%. По результатам диагностического обследования были составлены характеристики обследуемых подростков с рекомендациями педагогам и воспитателям относительно психологических особенностей подростков и характера взаимодействия с ними, а также активно вовлекать родителей находить общий язык с ребенком.
Свои наблюдения относительно развития речи и коммуникативных навыков детей представила учитель-логопед О.С. Красникова. Из 25 вновь прибывших учащихся в логопедической помощи по коррекции устной и письменной речи нуждаются 19 воспитанников. По итогам проведенного исследования были намечены направления коррекционно – логопедической работы для детей, у которых наблюдаются трудности в развитии речи на новый учебный год. Это поможет улучшить коммуникативные навыки и повысить эффективность учебного процесса.
Врач-педиатр Центра О.Е. Сухомлинова представила информацию о состоянии здоровья каждого вновь прибывшего ребенка. Это важно для предотвращения возможных проблем со здоровьем, которые могут повлиять на учебный процесс.
На сентябрь 2024 г осмотрено 25 детей, из них 7 девочек, 18 мальчиков. По данным антропометрического обследования 5 человек отнесены к микросоматическому типу с гармоничным отставанием веса и роста. С макросоматическим типом – 4 человека, из них трое с гармонично крупным весом и ростом. С мезосоматическим типом – 16 человек.
По соматической патологии выявлено: патология дыхательной системы; сердечно-сосудистая патология; патология желудочно-кишечного тракта; патология зрения; патология опорно-двигательной системы. Отдаленный период открытой черепно-мозговой травмы с осложнением в нарушение слуха, неуточненный цефалгический синдром, неврозоподобный энурез, вредные привычки в виде онихофагии. С диагнозом «Тубинфицирование» прибыло 5 чел.
По комплексной оценке произведено распределение детей по группам здоровья: I, IV- нет; II – 17 чел; III – 8 чел. Физкультурные группы распределены: основная группа -18 чел.; подготовительная группа – 6 чел.; специальная «А» группа – 1 чел.
Социальными педагогами Центра изучены жилищно-бытовые условия проживания в семьях, подготовлены социальные паспорта семей, в которых отражены основные сведения о каждой семье. Это позволяет понять причины возникновения проблем, трудностей воспитания, обучения, отклоняющихся форм поведения. Социальный педагог Г.С. Калинина выступила на совещании с обобщенной информацией.
По состоянию на 02.09.2024 прибыло 25 учащихся. Из них: Нанайский район – 2 чел; Хабаровский муниципальный район – 3 чел.; г. Комсомольск-на-Амуре – 1 чел.; г. Хабаровск – 19 чел.
По результатам диагностики структуры семьи, являющейся показателем семейного неблагополучия (из вновь прибывших): проживают в неполных семьях – 10: проживание с отцом – 2, одинокие мамы -7; дети из многодетных семей – 5, опекаемые дети – 4, дети-сироты – 1, дети, у которых пьющие родители – 3, дети, чьи родители не работают – 1. По данным ПДН в настоящее время состоят на учете – 2 чел.; по данным КДН в социально опасном положении находится 5 семей.
О готовности к обучению вновь прибывших воспитанников на совещании выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе М.С. Подволочкина. Она доложила, что учителями Центра была проведена диагностика готовности к обучению вновь прибывших учеников, в результате которой были выявлены следующие умения и навыки.
Вновь прибывшие учащиеся показали очень низкий уровень знаний за курс 5 класса. Прослеживаются значительные пробелы в изученном ранее материале. Многие дети имеют неразборчивый почерк, быстро утомляются, обладают низкой техникой чтения, рассеянной концентрацией внимания, выявлены случаи дисграфии. Большинство с трудом запоминают небольшой диктуемый отрезок текста. В процессе письма большая часть (10 человек) учащихся допускают ошибки, которые отрабатываются в начальной школе и связаны со звукобуквенным анализом слова: пропуск, замена, перестановка букв, лишние буквы, описки, исправления. Новые ученики не умеют читать. Отсутствуют знания таблицы умножения. Это значительно усложняет продвижение учащихся в новом материале по математике, физике, информатике.
Участники совещания обменивались мнениями о том, как лучше организовать процесс обучения для детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Для улучшения готовности новых воспитанников к обучению микро-педколлективы должны обратить внимание на комфортное пребывание подростков в классах, группах. Очень важна поддержка, доверие педагогов с первых дней адаптации, организация слаженной, комплексной работы, что позволит снизить риск в возникновении конфликтных ситуаций, создать психологический комфорт, атмосферу эмоциональной безопасности. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку со стороны как педагогов, так и родителей.
О трудоустройстве выпускников на совещании доложила заместитель директора по воспитательной работе Н.А. Бойцова.
С.Ю. Тихонова, и. о. заместителя директора