«Опыт, который представляет Центр, в течение 30 лет накоплен судьбами детей и практикой каждого педагога»
Зотова Юлия Владимировна, заместитель министра образования и науки Хабаровского края: Если бы каждый учитель был занят своим любимым делом, у нас бы не было преступности, у нас бы не было бы хулиганов, поэтому я с этой стороны прошу вас посмотреть на свою работу, поговорить в коллективе, почему возникает детское неблагополучие? Не хватает любви. В семье не любят, в школе не любят, куда ему идти? Каждый из вас здесь сидящий понимает значимость обсуждаемого вопроса. Посмотрите, какой ребенок у вас еще не охвачен любовью педагога, почему он не ходит в ваши кружки?
Вы прошли курсы повышения квалификации на базе Центра, и то, что обсуждали на этих курсах в течение этих дней, очень важно сейчас. Проблематика, которая существует сейчас в обществе, очень отражается на наших детях и статистика последних лет подтверждает, что ребят с девиантным поведением не становится меньше, причем становится больше, как не странно, во внешне благополучных семьях. Буквально недавно мы обсуждали один из случаев. Опыт, который представляет Центр, в течение 30 лет накоплен судьбами детей и практикой каждого педагога, который работает с такими детьми. Это для нас ценно только потому, что пропущено через сердце и через душу. Я всегда с радостью слушаю опыт педагогов, и, полагаю, у вас есть возможность дальше транслировать этот опыт, рассказывать о нем, читать материалы, которые предлагает Центр и распространять в своем коллективе. Мы понимаем, что эффективней заниматься профилактикой, нежели преодолением и коррекцией девиантного поведения. Чтобы как можно меньше детей попадали в этот Центр, хотя он замечательный. И когда сюда попадает ребенок, я всегда говорю: к сожалению ребенку не повезло не только с родителями, но, наверное, еще не повезло и с педагогами. Не бывает ребят не талантливых, либо плохих. Некоторым из них не везет с родителями и с педагогами. К сожалению, мы должны это признать. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в ваших педагогических коллективах, в ваших школьных семьях, а школа – это семья, было как можно меньше таких судеб, как здесь в Центре, а как можно больше детей, любимых родителями и педагогами. Будем работать на профилактику, будем вместе решать эти задачи. Сейчас сообщество педагогов, которые уже прошли через курсы повышения квалификации на базе Центра, достаточно большое. Нам наверняка надо объединяться в части работы с такими ребятами и обобщать опыт уже в муниципальных школах.
Ребенок может сказать только из своего опыта – что он слышал, что он видел, что он читал, что он попробовал. Но есть моменты, которые мы можем ему предложить, а он об этом не знает. Хотелось бы, чтобы со следующего учебного года, если вдруг у вас этого нет во внеурочке или дополнительном образовании, появился курс самозанятости, основ предпринимательства, для того, чтобы ребята, которые получили навыки чеканки, шитья, валяния валенок, кулинарии и т.д., могли бы после школы, даже если он закончит СПО, устраиваться и делать свое дело. Этого не хватает сейчас многим детям. Сегодня у нас практически все организации, куда ребенок может устроиться на работу, негосударственные. Важно научиться открыть свое дело и многим познакомиться с этим. Поэтому, коллеги, у кого в школах этого нет, кто еще не ведет курсы такой направленности, большая просьба начать. Если мы зададим вопрос подросткам: «Ты хочешь быть предпринимателем и открыть свое дело?» Все скажут, что хотели бы. Для них представление о предпринимателе, как о человеке состоятельном. Тогда давай научимся, давай посмотрим, как мы это сделаем. Это тоже очень важно для подростков.
Обращаю особенное внимание на активное взаимодействие Центра с окружающей средой, которую он превращает в образовательную. Здесь организуются многочисленные выезды ребят в бассейн, музеи, на предприятия и т. д. Везите в свои муниципальные опорные центры, давайте возможность ходить, если есть такая возможность, если в городе находитесь, если нет такой возможности, находите партнеров, которым, интересно работать с детьми, например, техникумы. Мы сейчас очень сильно поворачиваем техникумы к школам, чтобы находились партнерские связи. Есть техникум в маленьком рабочем поселке или в большом городе, подходите, завязывайте с ними дружбу. Это интересно детям, потому что повседневность школы надоедает, здание надоедает, люди, которые там рпботают, не всегда могут быть детям интересны. Другой человек может быть интересен, может быть наставником. Это и новый опыт для ребят.
«Воспитание в Центре действительно
находится на первом месте»
Перевезенцев Петр Владимирович, Уполномоченный по правам ребёнка в Хабаровском крае: В год педагога и наставника много внимания уделяется именно внеурочной, воспитательной деятельности. Когда Президент Российской Федерации подписывал Указ о объявлении 2023 года годом педагога и наставника, в пояснительной записке к этому Указу было сказано, что этот год совпадает с годом 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского. Этот человек – родоначальник научной педагогики в России, человек, который очень много работ написал, и основной акцент делал именно на воспитательную работу. Он прямо говорил о том, что какими бы мы знаниями не вооружили людей, от естествознания до физики или философии, но мы не сделаем этих людей детей лучше, действительно полезными обществу. Людьми, которыми будут работать на благо обществу. Напротив, он приводил пример, может помните, Чичикова или Городничего, если бы мы ещё более грамотными их сделали, то они были бы ещё более изворотливыми, вредные.
Действительно в Хабаровском в краевом центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи проходит очень много мероприятий. Я был на предыдущем семинаре, почти на всех мероприятиях, которые проводятся здесь, в Центре я принимаю участие. Сегодняшний вопрос семинара очень важный. Воспитание в Центре действительно находится на первом месте.
«Дети, которые находятся и трудной жизненной ситуации, – это наша боль, и в то же время – это забота, это внимание, это наше с вами межведомственное взаимодействие»
Богданова Елена Васильевна, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Краевой клинической психиатрической больницы: Уважаемые коллеги, мы действительно с Александром Геннадьевичем, с Центром взаимодействуем уже очень давно, поскольку вопросы детей – это наши общие вопросы. А сложные дети, будем прямо говорить, которые находятся и трудной жизненной ситуации, – это наша боль, и в то же время это забота, это внимание, это наше с вами межведомственное взаимодействие. Сегодня на краевом семинаре нам подали прекраснейшую экскурсию, мы познакомились Центром и я считаю, что проводится очень большая работа именно на душевном уровне, я бы так подчеркнула. Поскольку я психиатр и каждый день встречаюсь с детской болью, с болью в детском сердце, на примере вашего Центра я увидела, насколько важен труд педагогов, воспитателей. Насколько важно, что вы находите близкий контакт с детьми и вот эти трудные детки, которые были трудными, как сейчас комментировал директор Центра Александр Геннадьевич, – был хулиганом, а стал хорошим ребенком – настолько важен ваш вклад. Мы видим результат этого труда, как дети выступали, я считаю, что это настолько искренне, настолько душевно дети показали себя – это и в песнях, и в робототехнике, и в шитье. Это же труд – шить, это же трудно, нужно вложить душу. Понятно, что это происходит при вашем сопровождении, тонким, чутким вниманием педагогов, воспитателей, специалистов высшего класса, я бы так сказала. Считаю неоценимым вклад Центра в становлении проблемного ребенка. Думаю, Александр Геннадьевич, что мы будем теснее взаимодействовать, потому что это наше общее дело. Даю высокую оценку вашему труду. Спасибо!
«Вы лечите нелегкие случаи педагогическими
и социальными методами»
Толкачев Кирилл Сергеевич, заведующий наркологическим отделением Краевой клинической психиатрической больницы: В практике я работаю с детьми уже давно, я просто был возмущён современной школой, потому что она сама по себе приводит к расстройству личности у ребёнка, игнорируя ее. Я уже не говорю, что она не в состоянии никак справиться с детьми. И был приятно удивлен, т.к. многое не ожидал здесь увидеть. Во главу угла поставлена личность ребенка, и, что важно, его мораль. Эти вещи игнорируются полностью и проблем у нас из-за этого очень много: от кадрового дефицита, до преступности, что моральный дефицит главных проблем современного общества и, в общем-то школа нуждается в реформе. Я считаю, что все школы должны быть вот такой философии, это не должны быть заводы по производству бумажного материала для отчётов, то есть там должна быть реальная работа с личностью. Поэтому мне вот это очень нравится, очень приятно. Сами мы тоже сейчас к этой проблеме приблизились. Мы приблизились к пониманию, точнее вновь для себя открыли моральное заболевание ребёнка, и начали работу с наиболее морально тяжёлыми детьми. Как психиатры, берем эту болезнь, и, я думаю, что здесь мы с вами пересекаемся. Просто вы лечите, я так скажу нелегкие случаи педагогическими и социальными методами, мы занимаемся тем же самым сейчас просто для более тяжелых случаев. Многие вещи я у вас смотрю и подчеркиваю. Главную ключевую тему – морально-нравственного исцеления ребенка, мы будем применять. Мы сможем вам помочь, потому что многих ваших детей, которые вроде нормальные, здравые, но не тянут в этих правилах, мы можем их немножко подтянуть, и они смогут у вас уже дальше развиваться. У нас очень большие надежды и перспективный взгляд на сотрудничество с вами.