В рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям специалисты Центра провели игровые тренинговые занятия с несовершеннолетними, находящимися в Следственном изоляторе. Участники тренинга делятся своими впечатлениями.

«Дети, сидевшие с каменным лицом, не выражавшим
никаких эмоций, начали улыбаться»

Кондратенко Василиса Владимировна, воспитатель: Я побывала на тренинге в СИЗО. Было очень интересно. Поначалу чувствовала себя некомфортно, потому что не знала, что будет и чего ожидать. Но когда начался тренинг, и мы начали знакомиться с детьми. В нашей группе было 6 детей, самому младшему из которых было 14 лет, а самому старшему — 17 лет. После знакомства мы начали играть в игру «замени число». Дети, сидевшие с каменным лицом, не выражавшим никаких эмоций, начали улыбаться. А когда мы начали рисовать нашу мечту и меняться рисунками, чтобы дополнить его, многие дети задумались над своей мечтой. Большая часть детей нарисовали дом — они хотят поскорее вернуться домой, завести семью. Другой мальчик нарисовал дорогу и горы, он хотел путешествовать вместе с друзьями и семьей. В конце мы с детьми повязали друг другу веревочки и сказали пожелания.

Для меня был хороший опыт посещения СИЗО. Он развеял многие мои страхи и стереотипы. Я увидела не «малолетних преступников», а подростков, которые совершили ошибки, но все так же хотят любви, дома и счастливого будущего. Этот день вдохновил меня на дальнейшую работу, потому что я увидела, что даже маленькое внимание может дать большую надежду.

Косенко Лидия Валерьевна, педагог-психолог: «Посещение СИЗО вызывает неоднозначные чувства. Это разбитые мечты, неоправданные надежды. При проведении тренинга «На встречу мечте», ребята изначально были зажаты, но походу проведения начали раскрываться.

Подростки надеются, что в будущем смогут получить профессию и создать семью. Тренинг прошёл в доброжелательной обстановке и закончился добрыми объятиями.
«Хочется верить, что у них всё наладится, что они смогут смотреть на мир без злобы и обиды, осознают важность милосердия и сострадания и пронесут эти ценности через всю жизнь, как компас, указывающий путь к свету»

Колеватых Алина Сергеевна, воспитатель: «Я впервые вместе с коллегами посетила СИЗО для несовершеннолетних для проведения детского тренинга. Знакомство оставило приятные впечатления: подростки были вежливы, со всеми поздоровались, подготовили места для себя и педагогов.
Поначалу чувствовалась некоторая неловкость — мы виделись впервые, и они не знали, чего ожидать. Тем не менее, ребята были открыты и спокойно шли на контакт. Мы вместе выполняли задания психолога, по ходу делясь впечатлениями, что создавало доверительную и доброжелательную атмосферу. После первого же упражнения дети смогли расслабиться, стали больше общаться, шутить и смеяться. Это радует, ведь видно, как им не хватает подобного общения со взрослыми.




Во время задания о мечте я заметила, что все говорили о семье, доме. Они вспоминали родных, делились переживаниями и размышляли о будущем, в котором хотят быть свободными и счастливыми. Тема свободы стала лейтмотивом нашей встречи — чувствовалось, как ребята тоскуют по простым вещам, доступным нам в повседневной жизни, как они осмысляют свои поступки и понимают, почему оказались в этом месте.
Я очень надеюсь, что наша встреча оставила в их душах тёплый след и, что они будут вспоминать взрослых, которые искренне старались помочь и поддержать. Хочется верить, что у них всё наладится, что они смогут смотреть на мир без злобы и обиды, осознают важность милосердия и сострадания и пронесут эти ценности через всю жизнь, как компас, указывающий путь к свету.

Касперович Петр Петрович, педагог-психолог: Я присутствовал на тренинге, проведенном специалистом-психологом для подростков, находящихся в СИЗО. Занятие прошло в спокойной и доброжелательной атмосфере. В начале подростки проявляли некоторую закрытость и настороженность, что выглядит естественно в данных условиях. Постепенно, по мере выполнения упражнений, контакт укреплялся, и участники включались в работу более свободно и заинтересованно.
Во время творческого задания многие подростки изобразили дом. На этапе рефлексии они отмечали желание вернуться домой, что можно понимать как естественное проявление их текущих переживаний и стремления к ощущению стабильности и безопасности. В заключительной части занятия проходило упражнение с завязыванием ниточек. Хотя поначалу подростки проявляли сдержанность, в моменты спокойного личного обращения и тёплых пожеланий со стороны ведущего они постепенно включались в процесс и отвечали на жест взаимностью.
В целом взаимодействие в группе проходило ровно и конструктивно. Подростки соблюдали правила, уважительно относились друг к другу и к ведущему. Тренинг создал возможность для выражения переживаний и мягкого, ненавязчивого включения в обсуждение значимых для них тем».
«Я увидела, насколько важно уделять внимание
психологической поддержке подростков, особенно тех,
кто оказался в кризисной ситуации»

Тихонова Светлана Юрьевна, заместитель директора: «Сегодня я первый раз с коллегами Центра приехала в СИЗО с целью проведения психологических тренингов несовершеннолетними подростками.
По дороге в СИЗО я все думала, как пройдет эта встреча, ведь я совершенно не знаю этих оступившихся мальчишек, находящихся в трудной жизненной ситуации, хоть и понимала, что это такие же дети, как и у нас в Центре, только глубоко несчастные. В общем, туда я шла с тяжелым сердцем.
На встречу к нам пришли замкнутые, молчаливые подростки, которые при встрече с нами даже не улыбнулись, на их лицах отсутствовали какие-либо эмоции, а глаза смотрели с какой-то пустотой и грустью.
Тренинги, подготовленные психологами Центра, были организованы таким образом, чтобы создать доверительную атмосферу, поощрять активное участие ребят в диалоге. И действительно, в процессе игр мы уже общались, задавали друг другу вопросы, смеялись над нашими рисунками, обсуждая их. Ребята немного раскрепостились и я, наконец, увидела, как они улыбаются.
Тренинг завершился положительными отзывами участников, большинство из которых выразили благодарность за проведенное с педагогами время.
Особо трогательным моментом стало наше прощание, когда мы повязывали с детьми веревочки на руку и говорили пожелания друг другу.
И прежде молчаливый и замкнутый подросток, повязывая мне нить на руку, произнес столько добрых, теплых и душевных пожеланий, что мне захотелось его обнять.
Итог встречи оказался вдохновляющим. Я увидела, насколько важно уделять внимание психологической поддержке подростков, особенно тех, кто оказался в кризисной ситуации.

Самусева Алиса Рамисовна, педагог-психолог: «Мы с коллегами Центра проводили психологический тренинг для подростков, которые находятся в СИЗО, и должна сказать, это было по-настоящему вдохновляющее событие! Атмосфера была максимально комфортной, несмотря на специфическое место проведения, подростки смогли раскрыть свои эмоции и выразить себя без страха осуждения.
Особенно впечатлило, насколько трансформировались отношения между участниками — от недоверия к поддержке друг друга. Этот опыт показал, что даже в самых сложных условиях можно создать пространство для роста и развития. Благодарю организаторов за возможность стать частью такой значимой миссии!».
«Они одновременно и взрослые не по годам, из-за пережитого, и совсем дети, отчаянно нуждающиеся в поддержке»

Шляпина Марина Яковлевна, социальный педагог: «Провести тренинг для подростков, которые находятся в СИЗО, — это вызов и огромная ответственность. Это не просто занятие, это попытка достучаться до тех, кто оказался в самой сложной ситуации своей жизни, за высокими стенами и решетками.
Первое, что бросается в глаза, — это атмосфера. Гнетущая тишина вперемешку с металлическим лязгом, которую не могут заглушить даже самые громкие слова. И главное — глаза ребят. В них смесь агрессии, тоски, недоверия ко всему миру и при этом — детская надежда на чудо.
Они одновременно и взрослые не по годам, из-за пережитого, и совсем дети, отчаянно нуждающиеся в поддержке.

Целью нашего тренинга было не перевоспитание за час, а простая, но важная вещь — дать им почувствовать, что они еще не списаны со счетов. Что с ними готовы говорить не как с «преступниками», а как с личностями.
Мы работали с эмоциями. Сначала было тяжело. Подростки зажаты, не верят в искренность, многие отвечают односложно или молчат. Но постепенно, через упражнения, через личные истории (не их, а общие), лед начал таять.
Что я вынесла из этого тренинга:
1. Важность человеческого контакта. Для этих ребят любое нормальное, человеческое общение — это глоток свежего воздуха. Они отвыкают от него с катастрофической скоростью.
2. Работа не с проступком, а с болью. За каждым «делом» стоит история травмы, непонимания, ошибок взрослых или собственного отчаяния. Без работы с этим ничего не изменится.
3. Искра надежды. Самое главное — зажечь в них хотя бы маленькую искру веры в то, что будущее еще можно изменить. Что этапом их жизни может быть не только колония, а учеба, работа, семья.
Этот тренинг оставил чувство тяжелой, но светлой грусти. Тяжелой — потому что нельзя одним разом излечить все эти раны. Светлой — потому что я увидела в их глазах отклик. Они думали. Такая работа бесценна. Она не измеряется статистикой рецидивов. Она измеряется одним конкретным взглядом подростка, который в конце занятия вместо «пофиг» сказал тихое «спасибо». Это и есть главный результат.





