На заседании Государственного Совета Российской Федерации 27 декабря 2023 года в Кремле выступил директор Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Народный учитель Российской Федерации Александр Петрынин, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Он рассказал об опыте воспитания свыше 1700 бывших маленьких хулиганов, которые стали достойными гражданами нашей страны, любящими родителями и защитниками Отечества.
– Наш центр открывался в самом начале 90-х годов на гребне подростковой преступности и детской безнадзорности, – сказал Александр Петрынин. – И мы, взрослые, были шокированы, когда ребёнок рассказывал свою историю: сколько мерзости и грязи он видел в своей жизни, как маленькое сердце может всё это вместить! Таких детей можно отторгнуть, легко наказать, легко осудить, сложнее понять, принять, полюбить и помочь.
Александр Петрынин отметил, что дети-хулиганы, дети из группы риска – необыкновенные выдумщики. И в Центре тоже решили организовать для них несколько другую среду. У них нет класса русского языка, нет класса биологии, нет класса истории. Есть класс «Истории Отечества», класс «Русской словесности», класс «Родной природы». Не столовая, а «Трапезная»; не кабинет психолога, а «Горница», «Светлица», «Самоварная». Дети же должны обозначать место встречи. И бывший малолетнийф правонарушитель, в словарном запасе которого раньше был уголовный жаргон, нецензурная брань или, в лучшем случае. подростковый сленг, вдруг говорит: «Мы встречаемся в горнице», «У нас урок русской словесности», «Я дежурю в трапезной». Вначале было Слово, и ребёнок через эти слова приобретает новые смыслы, меняется семантика его речи, он становится не просто хулиганом, а великим гражданином великой страны.
– Мы внимательно следим, Владимир Владимирович, за вашими высказываниями о состоянии правонарушений в подростковой среде, особенно на коллегиях МВД России, – отметил Александр Петрынин. – Мы понимаем и очень рады тому, что снижается подростковая преступность. И благодарны вам как руководителю огромной, крупнейшей в мире державы за отцовскую заботу об олступившихся детях, потому что мы разделяем вашу тревогу за рост рецидивной подростковой преступности. Нам нужно сохранить каждого ребенка.
Хабаровский педагог предложил изменить функционал специализированных учреждений и расширить категории несовершеннолетних, принимаемых в центры правонарушителей системы МВД и специальные учебно-воспитательные учреждения системы Минпросвещения России.
Он отметил, что есть две крайности. Одна состоит в том, что ребёнок, многократно совершающий противоправные поступки, не направляется в учебно-воспитательное учреждение или в учреждения МВД, хотя они пустуют. Возможно, раньше это были карательные учреждения, сейчас всё поменялось. Там работают профессиональные педагоги, психологи, врачи. Они готовы оказать помощь таким детям.
По мнению педагога, мы провоцируем криминальный опыт ребёнка. Есть факты, когда по 24 раза суд отказывает в помещении ребёнка в специализированное учреждение Минпросвещения, дожидаясь совершения более тяжкого преступления, когда он идёт уже в колонию, где «повышает квалификацию».
Вторая крайность в том, что судьи арестовывают ребёнка, который уже поменялся в лучшую сторону, позитивно изменились обстоятельства его жизни. Ребёнок начинает верить взрослым, он изменился, он другой. Совершал преступления – один, а помещают в закрытое учреждение другого ребёнка. Так не должно быть.
Александр Петрынин предложил разработать специализированные курсы, модули, предусмотрев их включение в профессиональные образовательные программы для руководителей и работников организаций социальной сферы и реального сектора экономики по формированию навыков эффективного наставничества и обеспечить привлечение наставников, благотворительные, добровольческие (волонтерские) организации в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С использованием материалов сайта: https://todaykhv.ru/news/society/70974/