При помощи композиций из глины дети рассказали взрослым о сложностях, которые не смогли выразить при помощи слов. Бинарный урок учителя географии и педагога-психолога по теме: «Рельеф земли»

В процессе постоянного совершенствования образовательного процесса появляются новые направления обеспечения развивающего потенциала  образовательного стандарта. Перед педагогами появляется задача – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Именно таким перспективным способом получения учащимися основ психологической грамотности является участие психолога в проведении бинарных уроков. И, конечно, задача педагогов – помочь ученикам познавать мир, окружающий детей,  во всём многообразии и единстве. Мы – учитель географии и  педагог-психолог – провели в 6-х классах бинарный урок по теме: «Рельеф земли».

Учащиеся назвали основные формы рельефа, условия формирования гор и вулканов, и где чаще всего они встречаются. Кроме того, они смогли проявить максимальную активность на уроке  к познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.    После теоретической части урока,  учащимся представилась возможность создать в микрогруппах свой ландшафт, вылепив из глины и разнообразных дополнительных деталей свой мир гор, вулканов и равнин, речных долин, котловинов озер и морей. Конечно, это не могло не понравиться ребятам. И они увлечено работали, созидая и создавая свои миры. Таким образом, они выразили с помощью глины то, что спонтанно возникло в течение урока, а так же смогли передать через работу с глиной свой индивидуальный мир.

При помощи композиций из глины дети рассказали взрослым о сложностях,  которые не смогли выразить при помощи слов. В процессе психологической проработки с учениками их построек, подростки получили знания о себе, о своих личностных особенностях. Так, об особенностях  выражения эмоций смогли рассказать дети в процессе лепки вулканов по их размерам, расположению, распределению лавы. Изображения разнообразных укрытий выявило потребность в тепле и принятии. Изображение себя на вершине горы – о победе над трудностями и т. д.

Итогом урока стала презентация своих работ, связанная с темой занятия. Максим Лобашов вылепил вулкан, потому что ему нравится мощь и энергия горы, извергающей раскаленную лаву. И, еще, по его мнению, вулкан по характеру похож на самого Максима. Ваня Демидов и Семен Кальдин добавили к своему ландшафту базальтовые глыбы с петроглифами. В процессе рефлексии мы узнали,  что необычная отработка знаний на уроке вызвала у учащихся большой интерес и в конечном итоге помогла лучше усвоить пройденный материал.

М.Н. Скворцова, педагог-психолог

 В.В. Заволодько, учитель географии