В первой половине января в Центре прошло заседание педагогического совета «Гармония отношений: ученик, педагог, родитель. Саморефлексия 30-летней профессиональной деятельности по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с девиантно-криминальным поведением». Публикуем мнения экспертов по его итогам.
«Идея общего дела, во главе которого стоит ребёнок»
Николай Михайлович Байков, доктор социологических наук, профессор, заведующий Научно-исследовательским центром Дальневосточного института управления – филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Почетный гражданин Хабаровского края:
Уважаемые коллеги, я получил огромное удовольствие! В предложении, которое Александр Геннадьевич сделал, в присутствии на этом мероприятии. Мне всё понятно в тех предложениях, в тех мыслях, которые вы высказали, озвучили. Поскольку мы, как социологи, всё это изучаем. Этот процесс, который сегодня прошёл, – это такая социально-диагностическая, исследовательская деятельность в форме работы большого коллектива, педагогического совета и вами было сделано множество предложений, которые надо ещё дорабатывать, продумывать. Но центральной идеей – идея общего дела, во главе которого стоит ребёнок. Это социальное явление, которое сегодня, к сожалению, выбивается из общей жизни, из норм жизни, и как бы ребёнка сделать успешным человеком. Это, конечно, благородная задача, очень трудная, очень сложная. Многое из того, что прозвучало, нам как специалистам хочется этого добиться, но имеет очень много различных барьеров, которые надо преодолевать. К сожалению, общество очень сильно разобщено и дети являются соответствующем продуктом этого общества. Люди не доверяют друг другу, не понимают, не поддерживают, у нас высокий уровень маргинализации общества. Например, по нашим опросам, 50% населения за 30 лет постсоветского общества так и не приняло этот рынок, существующие модели, что нужно самому быть впереди, зарабатывать, быть индивидуалистом. Новое поколение, к сожалению, быстро это усваивает и мы не можем понять, почему так происходит, по последним исследованиям, которые мы проводили среди школьников 8-11 классов, в качестве ценности, ценностного основания, о котором вы много говорили, – оно действительно является основой всего и вся и формирования этого ценностного пространства, – то на первом месте стоят прагматичные ценности – хорошая зарплата, большая зарплата, востребованность на рынке труда, вопросы касающийся карьеры. Сугубо рыночные, индивидуалистические ценности, которые, конечно, с ценностями нашего общества, с нашим менталитетом, очень сложно ложатся. Что удивляться, если 200 тысяч людей уехали в Казахстан с начала спецоперации, 100 тысяч в Сербию. Уехали молодые, энергичные, талантливые, которые не понимают, к сожалению, тех ценностей, которыми страна жила тысячелетиями. Сегодня мы предпринимаем отчаянные попытки, даже здесь они все звучали, чтобы выработать коллективистское начало, чтобы противостоять индивидуализму, который упирается в сугубо меркантильные вещи – дайте мне удовлетворить свои потребности, квартиру, деньги и больше меня ничего не интересует. Ни взаимоотношения, ни родственники, ни семья. Эти волны, которые катятся с Европы, они и сюда достигают, где уже вопреки всему и вся, всему библейскому и церковному, когда однополые браки и так далее, вся эта гадость, которая там возведена на государственный уровень, оно, конечно, не может не задевать сознание подрастающего поколения.
Мы тоже такие мероприятия проводим, многое из того, что я здесь увидел, в том числе методика, которую я здесь увидел, она вообще прекрасная.
Мы многое используем с вашего разрешения, и вот аналитика, и творческое осмысление – это всё очень важно и позволяет решать задачи важные для коллектива, сплочение. Выступающие говорили здесь, что за многие годы коллеги стали подругами, друзьями, появились родственные отношения. Это чрезвычайно важно, как человеку, прожившему не один десяток лет. Мы много потеряли, но без этого невозможно, общество не может жить только на индивидуалистических ценностях, что несёт в себе рыночная формация, она даёт огромные издержки, это понятно, но есть силы, которые очень сильно сопротивляются этому, удерживаются. Я думаю, что тема специальной военной операции, отстаивания нашей независимости, она тоже должна присутствовать в нас, в наших делах, в наших разговорах с детьми, учебных программах. Я желаю вам успехов в вашей благородной миссии, которую вы решаете. Мне представляется, что всё, что делает Центр – это должно быть тиражировано в крае. Пользуюсь присутствием представителя министерства образования и науки, с большим удовлетворением бы конечно порекомендовал и Виктории Георгиевне, чтобы рассмотрела эту модель и чтобы она была у нас не только в городе Хабаровске, но и во всём Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре, везде, где это требуется. Субъектов этого взаимодействия, детей, которые выпадают из канвы личностного развития и становятся не тем, кем хотелось бы, много. Надеюсь, что наши студенты будут активно участвовать в вашей работе, совместно обогащаться опытом, что будем готовить достойные кадры для нашего края.
«Много спасённых жизней в ваших руках»
Евгения Владимировна Матаржук, начальник управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края: Спасибо вам огромное! Вы очень талантливые педагоги!
Это подтверждается не только сегодняшним педсоветом, и тем, что Александр Геннадьевич стал победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Впереди вручение награды, но мы, конечно же, понимаем, что победа Александра Геннадьевича, это конечно же заслуга всего учреждения. Это ваш опыт признан лучшим в Российской Федерации. Поэтому я даже не сомневалась, что сегодня будет очень четкий, содержательно выстроенный, методически грамотно выстроенный и самое главное продуктивный педагогический совет.
Вы много сегодня проработали предложений в программу развития учреждения. Конечно, мы понимаем, что вы их будете дорабатывать, обобщать, убирать, отсекать, добавлять, но многие интересные вещи, которые вы увидели из конкретных проблем, вы их выстроили исходя из проживания конкретных проблем, это стоит дорогого. Но одна группа говорила о большой бюрократической нагрузке – хочу порекомендовать им: соотнесите те предложения, которые вы будете вносить в программу развития с золотым стандартом образования. В проекте Минпросвещения России разработан стандарт для простой общеобразовательной школы, если вы адаптируете золотой стандарт под особенные типы учреждений как ваше, но это наверное будет ещё одна Федеральная инновационная площадка. Нам эту программу, как учредителю, согласовывать, поэтому будем ждать с нетерпением новую программу развития Центра, если будет нужно предварительное экспертное видение, то с удовольствием приму участие в экспертизе проекта вашей программы. Вам в Новом году желаю творческих успехов, пусть новый год принесёт всему коллективу творческие победы, здоровье каждому из вас и вашим семьям, вдохновения и конечно же благодарных учеников. Много спасённых жизней в ваших руках, и кто знает, сколько их ещё будет, к сожалению так происходит. Но ничего, мы вместе, мы одна команда и у нас всё получится.
«Коллектив, полный энтузиазма
борьбы за детскую душу»
Людмила Юрьевна Ахметчина, полковник полиции, ветеран МВД, в 1990-х годах – заместитель начальника управления – начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД по г. Хабаровску: Многие годы прошли, мы выбыл из проблемы, с которой столкнулись в 90-е годы. Я сегодня смотрю и осознаю, что в моём понимании, вы единственный коллектив, полный энтузиазма борьбы за детскую душу. Общаясь в обычных образовательных школах с учителями, вижу, что там тоже вложен свой труд. Но вот за особый статус детей – это действительно собранный коллектив.
Я помню те моменты, когда, если бы мы могли мечтать, что вот так можно будет творчески выступать, так готовиться, что сам коллектив, родители и дети – это единое целое в решении проблемы, то мы тогда говорили, как бы вот спасти его бедную душу, не просто нравственно, а физически, прежде всего. И становление этого большого пути, который возглавил Александр Геннадьевич, подбором коллектива, меня всегда поражало, что был педагогический состав, но в основном большую часть с детьми, доставанию из этой ямы составляли обыкновенные люди, обычных профессий, обыкновенные родители, которым не безразлична судьба. Я тронута. Мне трудно передать эмоции, но я тронута таким большим творчеством педагогического, психологического, эмоционального, желаемого успеха коллектива. Показать, что есть сегодня Центр, что есть сегодня дети. Меня всегда в большей степени интересовала и беспокоила судьба правового аспекта. Я знала, что тут всё дадут: и обогреют, и вылечат, и поставят на путь истинный, но были те моменты, когда дети не поддавались этим методикам в силу разных обстоятельств, я думаю, вы понимаете. И я очень хочу, чтобы при таком подходе, который я сегодня увидела, уже не было той цифры сложных детей, детей, которым сложно в этой жизни. Чтобы именно вашими усилиями, трудом, любовью и теплом, стезя неблагополучных детей, эта строчка размоется и это будут абсолютно такие же дети, которые воспитываются в нормальных, стабильных семьях и которые получают в этой жизни хороший путь для своего будущего. Большое вам спасибо, искренне за вас рада. Горжусь, что такие люди есть, вы меня искренне удивили. Спасибо за ваш труд, за вашу любовь, за вашу бескорыстность в работе с детьми, особенно Вам, Александр Геннадьевич. Вы, как локомотив своих педагогов, учеников уже, которые сегодня трудятся в вашем коллективе.