«Дети смотрят на мастера и восхищаются»
урок столярного дела, мастер производственного обучения
Цой Виталий Анатольевич
Толмачева Екатерина Владимировна, педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом №12, г. Амурск: Урок был структурирован, когда мы зашли, было понятно, что дети смотрят на мастера и восхищаются. Была обозначена тема урока, дети рассказали технику безопасности, все были в защитных костюмах, у всех были очки, респираторы. Потом дали нам респираторы, когда была работа за станками. Дети рассказывали про станки, как работать со станком. Сначала дети немного были закрыты, но потом рылись и хорошо рассказывали. Когда началась работа со станками, мастер постоянно был в движении, не сидел. Он подходил абсолютно ко всем ученикам, контактировал. Ребята работали самостоятельно, если не хватало каких-либо инструментов, дети не ругались, сохранялась дружеская обстановка, кто владел инструментами лучше, помогал другим, где-то мастер подсказывал. Когда закончилась работа, все убрали рабочие места, показали свои работы, мы их поблагодарили. Каждый из ребят объяснил, что делал, мы первоначально этого не знали, думали, что это шкафчики, а это оказались ящички для рассады. Большое спасибо, что есть такие замечательные педагоги.
Александра АндреевнаКузнецова, педагог-психолог КГБОУ ШИ № 2, г. Хабаровск: Видно, что мастер пользуется авторитетом у ребят. Когда началась работа, каждый распределился на своем рабочем месте, к определенному станку. Мастер держал всех в поле зрения, постоянно перемещался, подходил к ученикам, наблюдал за работой каждого. Казалось, что коммуницировать сложно, все были в защитных масках, лиц и мимики не видно, плюс пыль и шум. Но мастер держал связь со всеми учениками. Ребята помогали друг другу, хотя выполняли разные виды работ. Одни делали один ящик, но у всех было свое задание, сохранялся у каждого индивидуальный подход к своей работе, каждый делал по-своему. Ребята знали четко, где лежат инструменты и другие материалы. Хочу отметить очень аккуратную работу с инструментами. Ведь можно получить травму, но дети четко, ловко и аккуратно с ними управлялись. Мастер мотивировал детей, непосредственно участвовал в процессе и изначально была видна их заинтересованность.Мы погрузились в атмосферу урока, это было очень полезно и интересно.
Павел АнатольевичИонкин, педагог-психологКГКУ Детский дом № 24, г. Николаевск-на-Амуре: Мы попали в помещение, которое было подготовлено, было хорошо проветрено. Нам, гостям выдали тоже средства защиты, потому что практическая часть это предполагала. Что стоит отметить в работе детей – сосредоточенность, отсутствие хаоса. Одновременно использовались различные инструменты – ножовка, шуруповерт, шлифовальный круг, молоток, гвозди, т.е. каждый делал последовательно: если один отпиливает, второй шлифует, третий работает наждачной. Так как мы сидели поодаль, складывалось обманчивое впечатление, что будет тесно работать, и при выполнении ребята будут мешать друг другу. Но этого не произошло, все знали, в каком направлении им двигаться. Что еще было заметно – поэтапность в работе: если один отпиливает, сзади подходят другие ребята с инструментом и удлинителем. При этом смотрели на реакцию мастера, если он кивнул, значит все делают правильно. Общались не на вербальном уровне, а с помощью взглядов. Это говорит о взаимопонимании. Урок прошел сосредоточено, спокойно.
Что касается детей – навыки владения инструментами присутствуют у всех, правда по-разному – у кого чуть лучше, но это нормальное явление, они учатся. Что касается мастера – он владеет аудиторией, классом, всех держит в поле зрения. Нужно отдать должное мастеру – идет работа с инструментами и любая случайность, неосторожность может нанести вред здоровью. Четко поставлена работа. Предполагаю, что прежде было проведено определенное количество уроков теории и ребята знали, для чего они это делают, какую работу будут выполнять и для чего послужит в дальнейшем их ящики, для каких целей и нужд, что принесет пользу людям. Если кто-то не успевал, мастер подбадривал и мотивировал. Работа была нацелена не на скорость, а на качество.
Хочу добавить про взаимовыручку и взаимопомощь. У мастера она идет направляющая, подбадривающая. У ребят тоже присутствовала взаимовыручка. Видна предварительная подготовка навыкам взаимодействия и практической работы с инструментом.
«Дети были воодушевленные»
урок русского языка, учитель Негашева Татьяна Анатольевна
Маргарита Николаевна Огурцова, социальный педагог МБОУ СОШ с. Ильинка: В свою педагогическую копилку я возьму кое-что из урока русского языка. Мне очень понравился этот педагог, оставила себе много заметочек. Урок был действительно интересный, обратила внимание на подходы, которые можно взять себе.Урок был замечательный, все выстроено от и до: динамическая пауза просто чудесная, хорошо, что ее проводите, у нас это просто невозможно (дети с ОВЗ, уроки сокращены). Урок выстроен очень грамотно, педагог очень большая молодец! Спасибо! Мотивировала педагог на протяжении всего урока своими словами и действиями. Материал очень хорошо был подготовлен, во-первых дети видели на доске, что нужно сделать, ребенку не нужно было отвлекаться, задавать дополнительные вопросы. Как я понимаю, у таких детей память короткая, сразу все забывают, переспрашивают постоянно, что нужно сделать. Здесь был весь интерактив. Во-вторых, коммуникативный компонент – педагог постоянно на связи с детьми, не бросала их, постоянно задавала наводящие вопросы, предлагала задания крайне понятные задания при этом ненавязчиво указывала на вопросы для повторения и подсказки, вырабатывая навык самостоятельной работы.
На интерактив было выведено стихотворение, педагог отлично поставленным голосом прочла это стихотворение, обратив внимание детей именно на те наречия, которые будут использованы в дальнейшем задании. Далее ребята именно эти слова использовали, понравилась эта связка, такой прием в выполнении.
Надежда Юрьевна Деулинасоциальный педагог КГБОУ ШИ № 1, г. Хабаровск: Русский язык на самом деле запомнился, вы видели мои эмоции. Педагог вовлекала детей, но и мы втянулись в урок. Вышло очень воодушевленно, мне очень понравилось, как построено, как дети участвуют. Поначалу было видно, что скованы, боялись говорить, но преподаватель их раскрепостил, хорошее решение- физкультминутка. После урока русского языка вышла в восторге, на уроке выполняла задание, попросила у преподавателя задание. Даже когда ребенок не смог выполнить задание и набрал 0 баллов, педагог оказала эмоциональную поддержку, успокоила, подбодрила. Создала ситуацию успеха, что в следующий раз обязательно получится.
Любовь АндреевнаШилимова, социальный педагог службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом №1, г. Хабаровск: Грамотно построенный урок, использовалась интерактивная доска, которая давала дополнительную возможность посмотреть информацию. Несмотря на первоначальную зажатость детей, они быстро открылись.
Ольга СергеевнаКрасникова, логопед КГБОУ ХК ЦППМСП: Хочу отметить индивидуальный подход к каждому ребенку. Зная способности каждого и наблюдая за ответами, преподаватель упрощала задания. Один из ребят растерялся, и благодаря менее сложному заданию у него появилось желание продолжить выполнение. Одно из заданий было творческим, связанное с картиной, и конечно оно очень понравилось, дети были воодушевленные.
«Ребята почти все уже готовые мастера,
они уже могут работать, владеют мастерством»
урок токарного дела, мастер производственного обучения
Голубь Виктор Анатольевич
Светлана Николаевна Бутузова, педагог-психолог МБОУ СОШ п. Дормидонтовка,Вяземский район: Я была у вас примерно лет семь назад и как раз на уроке токарного дела и хочу сказать, что ваш педагог Виктор Анатольевич сделал большую карьеру в этой области, мне видно я просто помню этого педагога, когда он начинал и сейчас – это небо и земля, конечно. Дело в том, что профессия токаря у нас востребована в Хабаровском крае потому что станков таких больше нигде нет, по-моему, только на судостроительном заводе. В общем, это является дефицитом.Работая в детском доме, я искала возможность для наших мальчишек потренироваться на таких станках, но не нашла. Здесь дается основа, учат специальности. Сегодня мы посмотрели, как ребята осваивают профессию, у вас есть новенький ребенок Паша, но он уже со знанием дела взял деталь. Видно, что новичок, старался показать, что уже что-то понимает.
Мы были на уроке по изготовлению муфты для токарного станка. Урок выстроен правильно, поминутно. Виды стали они повторили, токарный станок два человека показали, виды работ, измерительные инструменты повторили, виды резьб, элементы спирального сверла. Я обратила внимание на внешний вид: все были в защитных костюмах, как оно и положено. За станками работали в защитных очках, молодцы! То есть все это было проговорено перед тем, как дети вышли делать муфту, изготавливать. То есть все это тысячу раз повторили и тысячу первый раз проговорили. Вот мне что понравилось, при установлении заготовки был оговорен диаметр, потому что там важна точность до миллиметра, если как то не так выточишь, то машина попадет в аварию. Это мне знакомо просто уже. Где-то подрезать, где-то сверлить, как это делать мальчишки знали. Для того, чтобы они немного отвлеклись, была проведена игра «Черный ящичек»-они вытаскивали какой-то инструмент и рассказывали, что это такое. Мне очень понравилось, потому что видно, что они это изучили, записали и рассказали в игровой форме. Дальше, были виды работ оговорены: что такое вытачивание, подрезание, шлифовка.Кирилл обратил на себя внимание, сказал, что это он выступал на сцене. Были проговорены технические процессы и техника безопасности, очень важные для детей. Ну и практическая часть-изготовление муфты- все это мы просмотрели. В конце урока ответили на вопросы, чему научились, показали свои детали, каждый получил оценку.
Наталья Ивановна Киреева, социальный педагог МБОУ СОШ №27, , г. Хабаровск: Согласна со всеми, что связь вязь между учителем и учениками была непосредственная в течение всего урока. Преподаватель только на них посмотрит, до конца вопрос не задаст, они уже отвечают, то есть компетентны в этом вопросе. В конце урока подводили итоги каждого ребенка и потом были выставлены оценки за муфту.
Анна Николаевна Пызгун, заместитель директора по УВР КГБУ Детский дом №28,с. Богородское:Потрясена работой мастера токарного дела. Дети знают своё дело и говорят о нем. Я задавала наводящие вопросы и они отвечали на них, говоря «Мы знаем, о чем говорим и мы знаем, что мы делаем». Такие рассуждения маленьких детей. Ни каждый взрослый так может рассказать, как они. Я поражена работой мастера, спасибо вам большое. Это огромный труд, поскольку педагог научил таких ребят. Они готовы были сами рассказать и показать, как они все это делают. Это труд педагога. Я отметила, что структура урока была выстроена правильно. Все началось с озвучивания темы, повторения материала, все было обговорено, дети были в защитных костюмах. Отметила, что дети знают, о чем говорят. Они настолько говорили без подсказок, хотя были тетрадки на столе. Я наблюдала: смотрят? Нет, не смотрят. С таким интересом они рассказывают, не были зажаты. Нас посадили впереди них, я думала, что дети будут отвлекаться, они конечно нас с интересом разглядывали, им было интересно, но слушали учителя. Была тесная взаимосвязь, учителя слышат очень хорошо и в конце урока я задала вопрос: вы долго учили? Потому что мальчик (Влад) в конце урока спросил у мастера, почему не были заданы некоторые вопросы (он хотел на них ответить). Я поняла, что тему ребята знают. Я отметила для себя еще один важный прием: мастер не сам ребят на пары разделял, все разделились, кто с кем захотел. Это очень здорово, что у них есть право выбора. Ребята почти все уже готовые мастера, они уже могут работать, владеют мастерством. Они все делают не спеша, не суетясь, спокойно, в защитных костюмах, и Виктор Анатольевич в течение всего урока их сопровождал, и в практической части сопровождал – к каждой паре подходил во время работы.
«Самостоятельность в том, что редко обращались
за помощью к мастеру, настолько опытные в своем деле»
урок слесарного дела, мастер производственного обучения
Силаков Сергей Захарович
Мария Игоревна Хан, социальный педагог службы сопровождения замещающих семейКГБУ Детский дом № 32, с.Некрасовка: Входя в мастерскую, мы попадаем в мужскую ауру, мужской мир металла, верстаков, инструментов. Мы тихонечко присели- начинается четкая структура урока: проверка формы, повторение техники безопасности, ребята отвечают. Далее идет повторение всех инструментов, которые входят в это дело. Ребята все отвечают поочереди. Все ответили, быстренько распределили дела, на это ушло немного времени, и пошли заниматься своими делами. Мастер фактически только зрительно участвует в обучении, наблюдает, ребята занимаются самостоятельно. Если мастер вмешивается, только по просьбе учащегося.Из-за стука мы не слышали, о чем педагог говорил со своими учениками, но был виден контакт. На мой взгляд, ребята давно это умеют, все знают. Думали, что будем отвлекать ребят, смотрели из-за щитов, но нет, но мы фактически для них не присутствовали, такое ощущение, что и они нас уже знают. Мы присутствовали у этих мальчишек уже второй раз на уроке. Они уже и меня знают, я уже кое-что спросила, они так четко отвечают своими словами со специальной терминологией. Каждый из учащихся, наверное, еще с прошлого урока знает свои задачи. Чем-то обмениваются, советуются между собою, мастеру подойду, покажут. Все сделал, следующая задача поставлена- идут выполнять.
Четко закончили работу, все убрали, сели по местам, оценки выслушали. Мы очень тепло поздравили с хорошими оценками, похлопали в ладошечки, поблагодарили! И педагога. Было очень интересно, в интервалах Сергей Захарович подсаживался к нам кое-что рассказывал. Урок прошел интересно, продуктивно, четко, структурировано, ничего лишнего, было интересно. Я никогда не была на таком уроке, было интересно.
По поводу мотивации–ребята знают, и это прекрасно, что эти флюгеры, совочки, крышки на трубы в дальнейшем будут использованы, нужны кому-то, они будут на виду, приносить пользу, есть мотивация для того, чтобы это делать.
Мария Сергеевна Чугуева, педагог-психолог, КГБУ Детский дом № 32, с.Некрасовка: Четко было понятно, с чего начинается урок. Это повторение техники безопасности, наименование инструментов, с которыми работают. Для себя отметила, что эти мальчишки опытные уже настолько, что «рука набита».Понравилось то, что педагог с нами контактировал, рассказывал все.Самостоятельность на уроке, четко поставленные задачи (не надо сто раз повторять), дисциплина присутствует. Самостоятельность в том, что редко обращались за помощью к мастеру, настолько опытные в своем деле. Четко было обозначено время окончания урока. Мастер подбодрил ребят, сказал, что мы всегда успеем закончить работу (чтобы не было разочарований). Чувствовалось спокойствие и серьезность. Было видно, что ребята уважают мастера, внимательно слушают. Атмосфера была рабочая, ребята четко слушали, сразу приступили к делу. Мы не доставляли дискомфорт, ребята знали свое дело, даже если мы задавали какие-то вопросы, не отвлекали их. Заметила, что мальчишки между собой сотрудничают, помогают. Не спорили, все слажено. Урок прошел очень быстро и легко, мы не устали от шума.
Альбина Алексеевна Язина, педагог-психолог службы сопровождения замещающих семей КГБУ Детский дом №28, с. Богородское: Мы посетили урок Сергея Захаровича «Обработка металла», был урок в 8 классе. Тема, цели и задачи были записаны на доске. Это было озвучено педагогом, дети знали, на что они нацелены, какой урок у них проводят и что им нужно сделать. Перед тем, как приступить к выполнению задачи, дети повторили технику безопасности. Хочу отметить, что выполняя задание у Сергея Захаровича, эти дети вышли на дипломную работу. Каждый ребенок имел заданиена изготовление флюгера. Это кропотливая работа. Хочу отметить, что все моменты в структуре урока были дозированы и четко распределены по времени, на практическую часть больше времени. Хочу так же отметить индивидуальный подход к каждому ребенку. Даже если помощи не просили дети, он подходил, внимательно смотрел, советовал. Но если кто-то просил помощь, она тут же была преподавателем предоставлена. Еще хочу отметить, что ребята, которые выполнили задание, самостоятельно достали работы, которые не закончили. То есть дополнительно, помимо того, что делают диплом, они доделывали незаконченные работы. За 45 минут, помимо трудоемкой работы, они успевали доделать остаток работы. Настрой на уроке и тон учителя были доброжелательные, дети относились к педагогу с уважением, атмосфера была спокойная, Сергей Захарович отметил итоги, прокомментировал каждую оценку, выставленную каждому ребенку. Мы поблагодарили преподавателя и ребят за открытый урок и отметили, что мы не всегда бываем на таких уроках, что ребята знают свое дело, где лежат инструменты, не создают суету на уроке. Остались очень довольны.