Завершающее 2025 год – Год защитника Отечества – заседание интерактивного педагогического совета Центра было посвящено актуальной теме: «Героико-патриотическое воспитание подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, в условиях современного мира»

Завершающее 2025 год – Год защитника Отечества – заседание интерактивного педагогического совета Центра было посвящено актуальной теме: «Героико-патриотическое воспитание подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, в условиях современного мира».

Ему предшествовала большая подготовительная работа. В Центре прошли совещания при директоре «Деятельность сектора дополнительного образования и библиотеки по героико-патриотическому воспитанию подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Итоги комплектования кружков. Согласованность действий микропедколлективов  6А и 6Б классов»; «Деятельность мастеров производственного обучения по героико-патриотическому воспитанию подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Согласованность действий микропедколлективов групп столярного и швейного дела»; научно-методический семинар кандидата психологических наук, доцента ТОГУ Е.В. Кулеш «Психолого-педагогические основы  героико-патриотического воспитания подростков, склонных к отклоняющемуся поведению».

Прологом к педсовету стал видеоролик о выпускниках Центра, награжденных государственными наградами за проявленные мужество и героизм в ходе специальной военной операции. Современный мир ставит перед педагогами непростые задачи. Особенно остро стоит вопрос воспитания подрастающего поколения, ведь именно от них зависит будущее нашей страны.  Как привить подросткам, которые порой демонстрируют непростое поведение, чувство гордости за свою Родину, уважение к ее истории и готовность к свершениям? Педагоги Центра собрались,  чтобы поделиться опытом и найти новые пути решения этой важной задачи.

Заместитель директора по воспитательной работе Наталья Андреевна Бойцова своим докладом открыла дискуссию, подчеркнув, что героико-патриотическое воспитание – это не просто заучивание дат и имен. Это формирование внутренней опоры, ценностных ориентиров, которые помогут подросткам найти свой путь и избежать ошибок.

Педагог-психолог Ирина Александровна Гаврись представила результаты диагностики, показавшей, насколько сформировано героико-патриотическое самосознание у наших учащихся. Эти данные стали отправной точкой для дальнейшей работы, позволив нам понять, где именно нужна наша помощь и поддержка.

Учитель русского языка и литературы Оксана Николаевна Примкова поделилась интересными наработками о том, как русский фольклор может стать мощным инструментом в патриотическом воспитании. Народные сказки, былины, песни – все это кладезь мудрости и примеров истинного героизма, которые способны затронуть самые тонкие струны души подростка, даже того, кто находится в группе риска.

Учитель изобразительного искусства Анастасия Михайловна Визина представила свою точку зрения на то, как визуальное искусство может стать эффективным инструментом в работе с данной категорией подростков. Она подчеркнула, что искусство обладает уникальной способностью влиять на эмоциональную сферу, пробуждать чувства и стимулировать творческое мышление.

Особое внимание было уделено историям успеха наших выпускников – участников специальной военной операции. Воспитатель Наталья Олеговна Безрукова представила пример того, как жизненный путь одного из наших воспитанников, прошедшего через трудности, но сумевшего достичь значимых результатов, может стать настоящим ориентиром. Такие истории вдохновляют, показывают, что подвиг – это не только громкие свершения, но и ежедневный труд, упорство и вера в себя.

          Работу по патриотическому воспитанию с конкретным классом представила воспитатель Ольга Владимировна Жулина. Она представила свой опыт работы с 9А классом, показав, как можно интегрировать героико-патриотическую тематику в повседневную жизнь школы, делая ее интересной и понятной для подростков. Это могут быть тематические классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в волонтерских проектах.

Интерактивная часть педсовета проходила в форме «вертушки». В трех проблемных группах педагоги обсуждали вызовы (риски) современного мира и пути их преодоления. Каждая группа после обозначения вызовов передавала их другой группе, получив соответственно наработки от своих  коллег, и определяла пути преодоления вызовов (рисков) по новому тексту.

Координаторами в группах выступили заместитель директора по воспитательной работе Н.А. Бойцова; учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования, Отличник просвещения Российской Федерации О.Н. Примакова; учитель математики высшей категории, Почётный работник общего образования Российской Федерации, Почётный наставник Российской Федерации. Е.В. Петлеванная.

Аналитиками в группах работали социальный педагог Е.Н. Грень; учитель английского языка высшей категории, лауреат нагрудного знака Министерства просвещения Российской Федерации «Молодость и профессионализм» Ю.В. Подволочкина; учитель истории высшей категории, Почетный работник сферы образования Российской Федерации О.В. Гайнутдинова.

По итогам работы проблемных групп на пленарной сессии педсовета выступили педагог-психолог Л.В. Косенко; педагог-психолог П.П. Касперович и учитель географии высшей категории, педагог-библиотекарь В.В. Заволодько.

Среди вызовов современного мира обозначены: агрессивный контент; вербовка и вовлечение детей в деятельность экстремистских организаций и противоправные деяния; актуализация негативного наследия  90-х годов; кибербуллинг; активное распространение дезинформации о событиях в нашей стране и в мире; зависимость (игровая, курение, алкоголь, ПАВ, наркотики); стремление к «легкому» заработку, вызвавшее рост количества преступлений, связанных с распространением наркотиков; социально-экономическое неравенство, недобросовестное отношение к родительским обязанностям,

перекладывание ответственности по воспитанию ребенка на образовательные организации; дискредитация советской системы образования, которая привела к нежеланию учиться; несформированность у подростков критического мышления, негативное влияние западной псевдокультуры (мнимая свобода образа жизни западного мира, проблемы с самоидентификацией); малоподвижный образ жизни, затрудняющий подготовку юношей к службе в армии.

          Среди путей преодоления вызовов названы: воспитание детей на основе традиционных российских культурных, духовно-нравственных и семейных ценностей; формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию, готовности к защите Родины; формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности; формирование и развитие социально-ценных традиций, которые могли бы конкурировать и вытеснять асоциальные традиции; создание условий для удовлетворения ребенка в эмоциональном контакте и психологического комфорта, доверительных отношений и психологической безопасности; развитие критического мышления; включение детей и родителей в активную физическую, спортивную, творческую, волонтерскую и другую социально–значимую  деятельность;

обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек; популяризация традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей; применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам; развитие программ и проектов патриотического воспитания детей, в том числе героико-патриотического.

Главная мысль, которая прозвучала на нашем педсовете: героико-патриотическое воспитание – это процесс, требующий комплексного подхода, терпения и искренней веры в каждого ребенка. Мы стремимся не просто научить подростков любить Родину, но и помочь им стать сильными, ответственными и достойными гражданами своей страны.

С.В. Симоненко, воспитатель