Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота. Актуальным был разговор о сквернословии, намеренном нарушении социальных отношений, вовлечении подростков в протестные движения, экстремизм. Родительский лекторий
Проявления у несовершеннолетних деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающихи общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.). Именно об этом шла речь на лектории для родителей учащихся Центра.
Педагог-психолог рассказала родителям о том, что такое деструктивное поведение, о его направленности во внешнюю среду и на самого человека. Особенно актуальным здесь был разговор о сквернословии, намеренном нарушении социальных отношений, вовлечении подростков в протестные движения, экстремизм, как формах проявления деструктивного поведения во внешней среде; и о подростковых действиях с риском для жизни и здоровья, употреблении алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, как формах деструктивного поведения по отношению к себе.
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Психолог подробно разобрала с родителями, какие психологические признаки, изменения во внешнем виде и поведении, у подростка должны насторожить близких людей. Наличие одного или нескольких из приведенных признаков может быть временным проявлением, случайностью, но, в то же время, обязательно должно привлечь внимание родителей.
Современное прогрессивное развитие общества помимо позитивных тенденций несет в себе также негативные факторы, которые не лучшим образом воздействуют на детей: стремительный темп жизни, вседозволенность, легкодоступность информации, запрещенных веществ, новые формы насилия.Разрушительное поведение подростков может быть напрямую связано с получением негативной информации из СМИ, Интернета, компьютерных игр. Чтобы справиться с возникшей проблемой, родителю нужно понять, что вызвало такое поведение ребенка, какова причина деструктивного поведения.
Самое главное, что психолог хотела донести до взрослых, что в группе риска находятся дети и подростки, которым не хватает родительского внимания и поддержки, а также те, чье нахождение в сети Интернет не контролируется родителями.
Ну, и, пожалуй, самое главное, ответ на вопрос: что делать при выявлении тревожных сигналов деструктивного поведения ребенка? Здесь «рецепты» не меняются и остаются актуальными для всех родителей без исключения:
· проявить к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного;
· рассказать о своих проблемах и переживаниях в его возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к наркотикам, жестокости, травле, протестным движениям и др.);
· принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней (например, без предупреждения отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море; внезапная пропажа ребенка из поля зрения лица, вовлекающего в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего «сотрудничества»).
Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение.Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др.). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения.
Т.В. Селезнева, педагог-психолог