25.01.2021 г.

 

Благодаря статусу ФИП были спасены 1600 ребят от смерти и тюрьмы. Главный результат – снижение правонарушений среди воспитанников и прекращение самовольных уходов детей

 

 

Благодаря статусу ФИП были спасены 1600 ребят от смерти и тюрьмы. Главный результат – снижение правонарушений и прекращение самовольных уходов детей

Старый отчет на новый лад

В сентябре 2020 года у нас в Хабаровском крае еще была непростая политическая ситуация, всем известная. Во второй половине сентября мы готовились к открытию нового дома для детей как раз в рамках проекта ФИП «Психолого-медико-педагогическая реабилитация и социализация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением в контексте педагогики достоинства».

Мы ждали новых сроков сдачи отчета, новых правил, но, к сожалению, ничего не было – регулярно созванивались с другими ФИПами. На страничке Департамента стратегии, программной и проектной деятельности Минпроса России https://edu.gov.ru/about/departments/strategy  среди дополнительных ресурсов до сих пор висит ссылка старый сайт ФИПовИнформационная система для информационной, организационной и экспертной поддержки деятельности сети ФИП (ИС ФИП), где мы в 2018 и 2019 гг. сдавали отчеты https://fip.expert/home . Но сайт молчал, а писем из министерствао требованиях к отчету и заявки  не поступало.

Только в ноябре мы узнали, что на сайте минпроса 15 сентября, как раз в период нашей максимальной загрузки было объявление о сроках сдачи отчетов и приема заявок в кратчайшие сроки до 30 сентября(!)

В ноябре вышли и новые требования к отчетам и заявкам, то есть коллективы, которые успели,  сдали отчеты и заявки до 30 сентября по старой форме, а принимали их уже по новой. Не удивительно, что всем отказано.

Конечно, мы все были в шоке. Я звонил в Министерство просвещения, мне ответили, что они действуют в рамках нормативных документов.

Успешные аутсайдеры

Печально, что финальный, пятый год нашего проекта (срок действия  ФИП определен на 5 лет) завершился  без отчета. И этот последний год был очень успешным: по данным УВД Хабаровского края, в разы произошло снижение правонарушений, а за последние два года не было ни одного самовольного ухода детей из учреждения.

В нашем Центре создана реальная практика по профилактике правонарушений, которая может помочь другим регионам, другим школам – так давайте пользоваться. Опыт деятельности Центра очень востребован, особенно сейчас, когда все чаще мы получаем пугающие новости из различных регионов страны о жутких совершившихся или готовящихся поступках несовершеннолетних.

Участники курсов повышения квалификации на базе Хабаровского краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощив итоговой рефлексиипризнаются:«У меня появились крылья и понимание того, что я что-то могу». «Еще раз убеждаюсь в том, что плохих детей не бывает и трудных детей не бывает, это просто дети с трудной судьбой»https://fip.expert/news/show/9508https://fip.expert/event/show/3176

Высокую оценку результативности деятельности Центра дают и педагоги, и управленцы не только из высоких кабинетов, а и работающие «на земле», например, заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам, являющиеся председателями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, не по наслышке знающие об острых вопросах  профилактики правонарушений и безнадзорности в подростковой среде https://fip.expert/news/show/9911http://www.khvcenter.edusite.ru/p901aa1.html.

А мы в аутсайдерах. Мы – среди тех, кто не сдал вовремя отчет. 5 лет напряженного труда, построенного на энтузиазме – печально, конечно.А ведь речь идет о десяткахинтереснейших творческих педагогических коллективах страны.

 

Право на риск

Статус ФИП, так же как и ФЭП, как писали еще в газете «Первое сентября», – это, прежде всего, право на риск.

Тем более это касается нашего Центра. Он появился в начале 1990-х годов в условиях захлестывающей волны детской безнадзорности и высокого уровня подростковой преступности. Риск был в том, что мы не просто брали тех детей, которых рекомендовали комиссии по делам несовершеннолетних, а еще и тех, которые совершили серии тяжких преступлений и кто сидел в следственном изоляторе. Мы ходили в суды, отбивали  их – тогда нам поверили. Благодаря статусу ФИП были спасены 1600 ребят от смерти и тюрьмы.

При этом ни одной копейки средств на инновационную деятельность мыне получали, как и другие федеральные инновационные площадки, с которыми у нас установлены деловые контакты и теплые отношения. В отчетах в графе о финансовом обеспечении мы указывали средства, направленные бюджетом на уставную деятельность, на обеспечение жизнедеятельности учреждения, которые мы получили бы и без статуса ФИП. А также привлеченные спонсорские средства, например, на поездки детей по культурно-историческим местам Отечества, стимулирующие подростков с девиантным поведением к процессам самоизменения и самореабилитации, к стремлению к «самому себе лучшему».

В отчете 2019 года, например, мы указали привлеченные Центром средства в рамках грантового конкурса «Православная инициатива», по итогам которого был снят фильм, где подростки, в прошлом – правонарушители и, с их слов, едва не оказавшиеся в местах лишения свободы, делятся со сверстками в  интервью и в дневниковых записях опытом оставления вредных привычек и своего отношения к окружающему миру https://www.youtube.com/watch?v=8CzX_0LN0Y8 . Мы получили эти средства не зависимо от наличия статуса ФИП. Но уставная  и грантовая деятельности Центра по смыслу созвучны с тематикой проекта Федеральной инновационной площадки, поэтому мы обоснованно указывали бюджетные и привлеченные средства в качестве средств, обеспечивающих инновационную деятельность. 

 

Подвиги педагогов во время пандемии

Конечно, приказ нужно корректировать, например, продлив на год статус ФИП, как продлили статусы своим клиентам некоторые российские и зарубежные компании: «Аэрофлот», Hotels.com, Booking.com и др. Потому что во всем мире понимают, что пандемия вносит неожиданные неприятные коррективы в жизнь людей и целых народов. Никто же не знал, что в марте на нас она обрушится.

Во время пандемии наши педагоги совершили подвиг. Поскольку только у 30 процентов наших детей есть гаджеты, педагоги объезжали детей и раздавали домашние задания и инструкции к ним, а потом собирали их. Проводили уроки и консультации по телефонам соседей и родственников.

Нам, единственным в крае, разрешили летом собрать детей на летнюю площадку, потому что все понимали, что дети голодные. Да, пока была учеба, мы собирали пайки и кормили их, а когда учеба закончилась – пайков не стало, возникла колоссальная угроза, что дети вернутся к кражам, потому что дома нечего есть.

Поэтому летом мы детей кормили и учили, у нас была производственная практика на станках. С соблюдением всех строжайших правил – санитайзеры, группы до 10 человек, маски, невозможность проведения запланированных в рамках проекта массовых мероприятий и пр.

При этом было проведено громадное количество интереснейших событий с воспитанниками дистанционно: от виртуальных экскурсий и конкурсов до реальных спортивных соревнованийhttps://cloud.mail.ru/public/3cWH/4GuJGHv3rhttp://www.khvcenter.edusite.ru/p940aa1.htmlhttps://minobr.khabkrai.ru/events/Novosti/1418и создания видеороликов вместе с детьми, где  подростки в Пушкинский день читают произведения великого поэта https://cloud.mail.ru/public/4kJ5/27qz6SruEили о подвигах земляков в Великой Отечественной войнеhttps://www.youtube.com/watch?v=stIAWkLn2Ts&feature=youtu.be.

Мы работали в экстремальных условиях – это же тоже надо было как-то учитывать!

 

Работа в школе как смысл жизни

Я восхищаюсь работой Светленского губернаторского лицея, петербургской школы «Унисон», ижевской гимназией №56, тем, что делает Ирина Осетрова в красноярском лицее №9 – это мощные творческие коллективы, сильнейшие руководители, звездные школы, давно заявившие о себе и востребованные в России.

С кем-то я лично знаком, у кого-то бывал в школе, за кем-то слежу в интернете, смотрел онлайн, как выступал директор Губернаторского Светленского лицея Александр Сайбединов в Совете Федерации – страна ему рукоплескала!

Некоторые не учитывают, что есть педагоги, как у нас в Центре, для которых работа является смыслом жизни. Об этом много говорится, но на деле вышло, что известные в стране творческие коллективы – не самые худшие – оказались в аутсайдерах?

На мой взгляд, это серьезная ошибка, которая провоцирует негативное отношение к министерству. Я полагаю, что это ошибочное скоропалительное решение нужно изменить. Мне посчастливилось слышать нынешнего министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова лично. Он человек молодой, творческий, перспективный, сильный, инноватор, а команда почему-то принимает столь скороспешное непродуманное решение. Мне кажется, он бы не согласовал это шаг.

 

Александр Петрынин,

Почетный гражданин Хабаровска, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, директор Хабаровского краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *