Квест «В поисках правового ключа». Педагогический совет «Психолого-педагогические подходы к воспитанию у подростков уважительного отношения к законам и правилам поведения»
Правовое воспитание – сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, неправовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
В Центре прошел педагогический совет «Психолого-педагогические подходы к воспитанию у подростков уважительного отношения к законам и правилам поведения». В преддверии педсовета были проведены дистанционные совещания при директоре «Деятельность сектора дополнительного образования и библиотеки по воспитанию у подростков уважительного отношения к законам и правилам поведения», «Деятельность мастеров производственного обучения по воспитанию у подростков уважительного отношения к законам и правилам поведения» и научно-методический семинар кандидата психологических наук, доцента ТОГУ Е.В. Кулеш «Психологические основы воспитания у подростков уважительного отношения к законам и правилам поведения».
В ходе педсовета Оксана Николаевна Примакова, заместитель директора по воспитательной работе, рассказала о системе работы Центра по формированию правового воспитания подростков с девиантным поведением. Познакомила педагогов с понятийным аппаратом: право, правовая культура учащегося, правовое воспитание и обучение.
Социально-психологической службой Центра была предложена адаптированная тестовая методика для подростков по выявлению уровня правового и гражданского сознания. Яна Валентиновна Беляк, педагог-психолог, рассказала о результатах анкет ребят. Основной акцент делался на четырех сферах правосознания: бытовая, деловая, гражданская и сфера правовых знаний, затем определяется общий уровень.
Воспитатели провели анкету для родителей, которые ответили на тринадцать вопросов. Итоги анкет помогли сделать вывод Юлии Николаевне Пашутиной-Чертиной, воспитателю, о том, что большинство родителей осведомлены о правах ребенка, знакомы с нормативно правовымидокументами.
Елена ВладимировнаПетлеванная, учитель математики, показала собравшимся видеоролики уроков, на которых демонстрировались методы и приемы, помогающие формировать у подростков уважительное отношение к законам и правилам поведения на уроках математики. Главное, на что обратила внимание Елена Владимировна, это то, что в процессе обучения невозможно искусственно заниматься правовым воспитанием. Этот процесс естественный, ежеминутный, ежедневный и охватывает все этапы урока.
Учитель русского языка и литературы Наталья Андреевна Бойцова в своем выступлении «Правила поведения – это переводдобродетели на общедоступный язык»проанализировала мини-сочинения учащихся на важные темы: «Если бы я был президентом…», «Я имею право…», «Этим поступком я могу гордиться…».
На уроках истории и обществознания Оксана Валерьевна Гайнутдинова делает акцент на воспитании гражданской идентичности, терпимости к другим и развитию морального сознания у школьников. В своем выступлении Оксана Валерьевна подчеркнула, что учителя Центра создают на уроках такие педагогические ситуации, которые ставят ребят в ситуацию выбора и учат нести ответственность за свой выбор, что помогает формировать уважительное отношение к нормам и правилам поведения.
Практическая часть педсовета прошла в форме квеста «В поисках правового ключа». Педагоги, выбрав квадратики белого, синего и красного цвета, разделились на три команды: дети, родители, педагоги. Им необходимо было пройти три станции и, ответив на задания, получить три ключа.
На первой станции «Проблемный вопрос», спикером которой была и. о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елена Валерьевна Суровикина, группам было предложено ответить на вопросы: «Какие нормы и правила в обществе, законы удается соблюдать?», «Какие нормы и правила в обществе, законы не удается соблюдать?», «Почему не удается?». Все группы активно работали, аргументировано высказывая свою точку зрения.
Спикер второй станции «Кейс» Оксана Валерьевна Гайнутдинова, учитель истории зачитала педагогическую ситуацию. Группам необходимо было с разных позиций определить, какие права участников конфликта были нарушены, и найти пути решения данной проблемы.
На третьей станции «Психолого-педагогические подходы», спикер Полина Алексеевна Дементеева, педагог-психолог предложила группам наполнить формами и методами системный, компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный, культурологический, синергетический и кибернетический подходы.
В третьей части педагогического совета группы представили свои предложения-наработки, которые сделали на станциях. От группы «Родители» выступили воспитатели Любовь Андреевна Шилимова, Елена Гранитовна Головко.Свою позицию в подходах уважительного отношения к законам и правилам поведения от группы «Дети» высказали мастер производственного обучения Виктор АнатольевичГолубь и воспиьтатель Тамара Михайловна Повидайко. Группа «Педагоги» поделились своими мыслями по данной проблеме, подчеркнув, чтопедагог, является не только носителем, но и транслятором позитивного социального опыта и обязан выступать гарантом обеспечения прав обучающихся, находящихся в правовом поле образовательной организации. Об этом рассказали педагог-библиотекарь Валерия Владимировна Заволодько и и. о. заместителя директора по психолого-медико-педагогической службе Татьяна Ванкаремовна Селезнева.