«Если бы так проводились уроки физики в мое время, я бы, наверное, лучше знала физику»
Урок физики, учитель Могорычева Виктория Васильевна
Плюснина Виктория Викторовна, социальный педагог, КГА ПОУ ХТК, г. Хабаровск: Мы были на уроке физики. Тема урока: «Сборка электрических схем». Ну на самом деле, если бы так проводились уроки физики в мое время, я бы, наверное, лучше знала физику. Особенно то оборудование, с которым дети работали – это, конечно, очень здорово, это легко, красочно, так сказать, у тебя в руках: наглядно, образно, и с этим работать одно удовольствие. Так как сборка электрических схем – это занятие, состоящее из двух уроков, мы попали на практическую ее часть, т.е. до нас была теория, соответственно были поставлены цели и задачи, объявлена тема и т.д. Конечно же началось с повтора пройденного материала, были заданы вопросы, дети на них успешно отвечали, все было динамично и живо. Затем было информирование по технике безопасности. Дети точно так же живо в этом участвовали, повторяли все эти правила, что можно и нельзя на уроке. Дальше была история возникновения электросети – это учитель информировала учеников, использовала стихи в том числе, и проглядывалась практико-ориентированность, т. е. для чего нам это все дано и т. д., как мы этим можем пользоваться в нашей жизни. Прошла физминутка.
Дети были объединены в группу, и стали выполнять практическое задание. Точно также все было живо, динамично. Здесь учитель организовывал рабочее место, руководила процессом, задавала наводящие вопросы, дети отвечали, дети во всем участвовали, причем в группе работали замечательно тихо, никто ни с кем особо не спорил, как-то так слажено у них все получалось, они были все в одной группе. Такое впечатление, что у каждого было свое дело, никто не у кого эти запчасти не забирал, каждый всё планомерно выставлял и делал, и получался результат. Очень хорошо, соответственно, все это проговаривалось, делались выводы, т. е. шла рефлексия. Так как дети с этим всем справились очень живо и быстро, в качестве вознаграждения и дополнения учитель предложила на выбор еще собрать пару электрических цепей. Вот они собрали динамик радиоприемника. Мы послушали музыку, послушали дверной звонок и увидели мерцание ламп с помощью звука.
Были подведены итоги. Ребята ответили, чем они занимались, записали вывод в тетради. Что здесь использовалось? Рассказ, вопрос-ответ, игра тематическая была с элементами наглядности, работа в группе. В качестве метода поощрения – похвала ребёнка, похвала всей группы, похвала каждого отдельно, подведены итоги. В подведении итогов были такие вопросы, как: «Почувствовали ли вы свою значимость от работы в команде?». Некий такой стимул продолжать свою социально-ориентированную деятельность, направленную на других и возвышения себя в своих глазах и в глазах всей аудитории. «Сталкивались ли вы с проблемами в работе? Было ли комфортно работать?». В начале было спрошено, как настроение и в конце, соответственно, так сказать повторный анализ настроения – ребята с помощью смайликов свое настроение высказывали. Все, я думаю, остались довольны. Это тоже некий самоанализ своего психологического состояния. Спасибо, мне всё понравилось. Было живо. Все так слажено, тихо, спокойно.
Жестова Марина Анатольевна, социальный педагог, МБОУ СОШ №30, г. Хабаровск: Что добавить? Когда коллективно ребята работали, и в конце подводились итоги, вроде была групповая работа, работали сообща, вместе, были названы имена и прокомментирована роль каждого ребенка. Вроде как все вместе, все хорошо поработали, общая оценка и все затерялись в этом коллективе, но у каждого была своя работа, и учитель очень грамотно прокомментировала, чтобы ребятам было комфортно – техника безопасности и в случае, если ребятам будет непонятно, обращаемся к учителю, т. е. она здесь рядом. А делали все самостоятельно, только последнее завершающее задание чуть-чуть корректировка, как помощь, а так все самостоятельно, но рядом.
«Дети включены в процесс, все работают, все рассуждают. И мы тоже включились в процесс»
Урок изобразительного искусства, учитель Визина Анастасия Михайловна
Демидович Екатерина Александровна, преподаватель-организатор ОБЖ, КГБ ПОУ КЛПТ, г. Комсомольск-на-Амуре: Честно признаюсь, я пошла на урок, чтобы отдохнуть, но не удалось. Мне близка художественная тема, потому что я пыталась учиться в художественной школе. Мы пришли, тема урока была «Логотипы», что очень интересно. Анастасия Михайловна начала из далека, показала наскальные рисунки, объяснила, что люди в какой-то маленькой картиночке на столе пытались оставить какой-то смысл. И плавно подошли к теме «Логотипы». Анастасия Михайловна дала варианты на электронной доске, дети обсуждали, почему, какой цвет, интересно было вот это все, конечно, узнать и начали практическую работу. И еще хочу сказать – мне нравится здесь дисциплина. Я понимаю, конечно, что детей мало. Дети включены в процесс, все работают, все рассуждают. И нам предложили тоже создать логотип. Ну, естественно, дети работали, и мы тоже включились в процесс. Было очень интересно. У детей, естественно, это сложно, это надо думать, придумать. Дети высказывали мнение, что не получилось, хотят быть лучше. Анастасия Михайловна их успокоила, сказала о том, что все великие люди прежде чем чего-то добиться тоже терпят неудачи, поэтому ничего страшного. Ну на самом деле, вы действительно были правы, работа состоялась у девочки за первой партой, которая переживала. Я хочу показать свою работу – логотип семьи, единственное, что здесь еще должны быть цвета другие, но я думаю понятно.
Корпушенко Вера Владимировна, МБОУ СОШ п. Дуки, п. Солнечный район, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог: Очень хорошо, что было творческое задание не одно на всех детей. Нужно было создать логотип своего имени и фамилии либо своей фирмы, какого-то предприятия. Дети выбрали, что им больше нравится. Девочка выбрала своего имени и фамилии, а мальчик вышел – у него была ювелирная мастерская, т. е. мы должны были еще и угадать, что он там завуалировал в этом логотипе. На самом деле он рисовал, что чувствовал и не придумал, к чему он это нарисовал. Мы пообсуждали и решили, что это логотип ювелирного магазина. Потом атомная станция была и канал социальных сетей.
Была поддержка, взаимодействие. Очень живая обстановка. Анастасию Михайловну воспринимают как человека знающего, они заинтересованы, знают, что от нее сейчас получат какую-то нужную информацию.
На протяжении всего урока предлагала свою помощь. Ведь это очень тяжело придумать свой логотип, предлагала постоянно: «Не волнуйся, если ты не можешь, я подойду, помогу». Подходила к детям.
Жулина Ольга Владимировна, воспитатель, КГБОУ ХК ЦППМСП, г. Хабаровск: Мы все знаем дорожные знаки, они международные, мы каждый день их все видим. Было предложено объяснить со стороны водителя, как называется какой-либо знак. Дети знают правила дорожного движения, и, главное, они знают, что это наказуемо, если ты переходишь дорогу не по пешеходному переходу. Может авария случится.
Сергей у нас футболист. Обычно он везде рисует мяч. Я думала сначала, что он начал мяч рисовать, а в результате у него получилась ювелирная мастерская – круглое что-то, корона и ножка.
«Хочу в школе своей поделиться, как можно проводить такие бинарные уроки. Спасибо большое, честно!»
Бинарный урок географии и психологии,учитель Заволодько Валерия Владимировна,педагог-психолог Гаврись Ирина Александровна
Суходольская Ксения Сергеевна, учитель, социальный педагог, МБОУ СОШ с. Мичуринское им. В.К. Арсеньева, Хабаровский муниципальный район: Не представляю, как можно связать психологию и географию, поэтому и пошла на этот урок. Урок великолепный. Тема урока: «Природные зоны России». Это был 8 класс. Непростой класс – это было заметно. Во-первых, Валерия Владимировна повторила предыдущие знания у детей, начала с презентации. Дети очень активно влились в этот урок, отвечали на вопросы, что-то правильно, что-то не правильно, но мне понравилась позиция учителя. Она не говорила «Нет, не правильно». Даже если дети не правильно говорят, все делалось так, как будто учитель не слышит. Мне это очень понравилось. Только на правильный ответ акцентировала внимание. Ребенок в себе сомневается, когда ему говоришь, что ты не прав. А тут они все высказывались. Самым шикарным было, когда детки работали по группам – песочная арттерапия. У каждой группы был свой песок, где они должны были свою природную зону, которую определили, благодаря ребусам, соотнести с животными, растительным миром, даже речки стояли для водораздела. Зоны: тайга, степь и тундра. Шикарно очень! Там и мох, и растительность. Деткам, конечно в помощь были картинки с фотографиями. Плюс затронут очень хорошо был региональный компонент Хабаровского края. Сказали, какие животные обитают. Ребята, видно было, что знают. Но детки, конечно, молодцы. Тут и рефлексии не надо, когда они в это погружены. 15 минут на это отводилось. В общем, детки справились очень хорошо. И прочитали, и практическое задание выполнили, и походили подвигались, и поработали пальчиками. И итогом занятия было – они давали себе оценки, каждая группа давала, причем каждый ребенок: «Как ты думаешь, на что ты справился сегодня, какую бы оценку себе дал?». Конечно, у всех пятерки. Ну, правда, там грех было поставить четверку. Честно, мне урок понравился очень. Я старалась фотографировать все моменты, где-то что-то снимать, но мне уже педагог сказал, что я могу скинуть. Я хочу в школе своей поделиться, как можно проводить такие бинарные уроки. Спасибо большое, честно!
Бирюкова Анастасия Романовна, педагог-психолог, МБОУ лицей «Вектор», г. Хабаровск: Хотелось бы еще отметить, что это был не бинарный урок география – психология, а была еще и литература, т. к. они прочитали выдержки из произведений о природе, немножко истории затронули, потому что сегодня день присоединения Крыма. Отметили, что сегодня такая памятная дата, актуализировали эти знания. Психолог спрашивала, какие были трудности, трудно ли было работать вам в команде, какие трудности возникли, все ли было легко, они себя оценивали. Для себя возьму в практику.
Мартынова Диана Александровна, педагог-психолог, МБОУ СОШ № 24 имени Дмитрия Желудкова, г. Хабаровск: В моей школе в классах по 34 человека. Я не представляю, как проводить такое занятие с песочницей. Сразу возник вопрос, как это можно у нас реализовать. Это очень тяжело. А еще мне понравилось, что они не только в группах находили общий язык, но и все вместе, потому что они же пошли выбирать, какие кому природные материалы нужны, какие животные, договаривались. Поразил мальчик Коля Ш. Он из нашей школы. Даже говорить оказывается, умеет на уроках. Молодец!
«Все четко разошлись по своим рабочим местам, т. е. они знали свой функционал, как, на каком оборудовании работать, это все четко отлажено»
Урок столярного дела, мастер производственного обучения
Цой Виталий Анатольевич
Думанская Елена Геннадьевна, социальный педагог, КГБ ПОУ ХПЭТ, г. Хабаровск: Классический урок производственного обучения. Я сама мастером работала. Были у меня уроки производственного обучения. Все прямо, как по схеме, классический урок. Единственное, что обычный урок проводится 6 часов, допустим в техникуме, колледже, а этот – 40 минут. В этом уроке не было теории, ребята изучили теорию уже давно и продолжают. Ребята знают, где у них лежат заготовки, которые они уже делали. Все это важно было, без всяких заминок. Тема урока была: «Сборка полки под икону». Интересное изделие. Цель – закрепление навыков и практическая отработка. Потом был опрос. Мастер проводил опрос среди учеников на каких станках и какими инструментами они будут работать – все ответили, и инструктаж по технике безопасности. Он все время проводится в начале урока.
Заметили разницу в возрасте. Мы стали с Еленой Александровной думать, что же за класс, наверное, 9-ый? А впереди нас работают высокие парни, покрепче. Потом на первый план выходит поменьше. Наверное, 8-ой? Т.е. мы обе были с ней правы.
Мастер дал команду разойтись по рабочим местам, все разошлись, никто ни с кем не столкнулся и мастер среди них. К одному, ко второму, к третьему подошел, помогает, к каждому ребенку подошел. Если у ребенка вопрос, то он не бежит сломя голову через всю мастерскую, чтобы найти мастера, перебить, он дождется терпеливо.
Звонок прозвенел, ребята встали убирать рабочие места. Даже без команды. Меня это поразило, потому что те, которых я обучала, 18-летние, забывали убирать свои рабочие места. Здесь все убрали, инструменты на место положили, мастер сказал переодеваться и идти на перемену. Не скажу профессиональным языком, мастер был примером. Не просто в теории сказал словами, а подошел и показал своими руками, как это должно быть, т.е. в классическом уроке производственного мастерства мастер показывает сам, как это сделать, а потом ученики начинают отрабатывать. Здесь было то же самое, т.е. не просто теоретические знания дал, а показал, как это сделать руками, ребята повторили.
Диденко Елена Александровна, социальный педагог, КГА ПОУ ХТК, г. Хабаровск: Чем мне понравился урок? Во-первых, что это реальная практика. Есть определенное задание, но все равно это творческий процесс, даже если делаются изделия по одной схеме. Я люблю творческий процесс. Что понравилось? Начало урока: была озвучена тема, потом был озвучен инструктаж, т. е. не просто преподаватель его зачитал, а дети сами рассказали технику безопасности. Потом все четко разошлись по своим рабочим местам, т.е. они знали свой функционал, как, на каком оборудовании работать, это все четко отлажено, и вот это какая-то негласная дисциплина, не было каких-то смешков, чего-то такого. Они осознаю, что инструмент – это опасно, но и преподаватель сумел выстроить эту дисциплину, преподаватель для них, как авторитетная какая-то личность, значимый человек.
В течение урока они не были без дела, все время чем-то заняты. Знают последовательность. Перед нами был мальчик – на шлифовальной машине поверхность полочки шлифовал, все посмотрел, где-то подправил, потом взял шкурку по дереву с такой аккуратностью какие-то нюансы подправлял. Видно, что он делал с удовольствием. Очки и маски были одеты.
Бельды Юлия Андреевна, педагог-психолог, КГБОУ ШИ 2, г. Хабаровск: Мне запомнилось то, что не было никакой спешки. Понятно, что в таком деле спешка и не нужна, т.е. спокойно урок начался, они, конечно, проговорили технику безопасности. Еще отметила, что мальчик рассказывал технику безопасности не просто своими словами, а он ее как будто бы знает наизусть, заучил ее, как стихотворение, он ее знает. Видно, что они в начале каждого урока это делают. Сложности с этим у них не возникало.
И потом они спокойно разошлись все по своим местам и приступили к работе. Не было такого, что кто-то там торопился, бежал, или пытался скорее начать делать. Все соблюдали технику безопасности, сами надевали очки, никто им не подсказывал, никто не говорил. Каждый знал, на каком станке он работает, каждый подошел к своему станку, начал на нем работать, не было столпотворения возле одного, или кто-то стоит, ждет другого, как часто бывает. Они умеют сами организовывать свою деятельность. Учитель ходил, но не подсказывал: «Ты делай это, ты делай то…», потому что они в начале все проговорили, он знали, кто чем будет заниматься и не нужно уже было никому повторять что-то там, напоминать, что должен делать каждый ученик. Очень мне понравилось, что все размерено и они как взрослые, самостоятельные люди, которые что-то делают. Меня это удивило, что учитель не говорил, кому что делать. Бывает, что ребенку еще несколько раз напомнить надо, чтобы он делал, они могут отвлекаться. Тут такого не было. Все были увлечены процессом, это было заметно. Каждый хочет сделать аккуратно все, довести до идеала, потому что там и мелкие какие-то детали обтачивали. Видела – один мальчик стоит, досточку эту поглаживает, проверяет, хорошо он ее обточил или нет, где-то видимо что-то нащупал, пошел опять на станок, обточил снова. Видно, что они стремятся сделать хорошо, непросто сделать, чтобы отстали, а сделать хорошо и с увлечением они этим занимаются. Формирование трудовой мотивации – они делают все уверено, потому что знают, что если, допустим, у них будут какие-то затруднения, то мастер ими обязательно поможет. Они это знают. Если есть какие-то вопросы, они спокойно спрашивают. Прямо уверенно все делают, и даже в первый год обучения нет такого, что бы чего-то боялись, потому что это все опасно. По поводу развития навыков коммуникации: парни работали в паре, потому что нужно было прикрутить полочку – боковую часть. Они прикручивали полочку: один держит, другой помогает, что-то обсуждали между собой, примеряли сначала, потом прикручивали, т. е. они друг другу еще и помогали. Потому что понятно, что одному человеку сложно прикрутить, другой ему помогает.