«Меня очень это тронуло. То, что вы спасаете этих детей, даете им будущее – это сильно». Рефлексия мастер-класса А.Г. Петрынина в Московском институте психоанализа

Участники мастер-класса «Апробация социально-педагогических практик, способствующих развитию отношения повышенного внимания и заботы к детям с девиантным с поведением» познакомились с тем, как на протяжении 32 лет работы Центра в процессе помощи свыше, чем 1700 детям и их семьям, создавалась и совершенствовалась программа профилактики и преодоления девиантного поведения; как создать команду заинтересованных специалистов и поддерживать их взаимодействие в процессе работы; как достигать поставленных целей в самых непростых жизненных ситуациях; узнали, какие виды помощи детям оказались наиболее эффективными и какие психологические техники целесообразны в работе с детьми и их семьями.

– Вы говорили, что дети попадали к вам в Центр и были как волчата, но мы обратили внимание, что они очень коммуникабельные и открытые, и непосредственные. Их непосредственные эмоции мне очень откликаются. Нас очень впечатлили такие ребята. Мы хотели отметить, что это – результат. Хотя один мальчик говорил, что он год всего в Центре. За год – это потрясающе!

    – Пожалуй, меня тоже это очень сильно впечатлило. Мне кажется, эти истории, они в первую очередь должны быть осмысленны с эмоциональной точки зрения. Интеллектуально (был задан вопрос: «Что вы вынесли? Какой смысл?») мне сейчас ответить очень сложно, потому что это нужно принять, и переварить эти эмоции, которые я получила от просмотра. Эту совершенно невероятную палитру от отчаяния, которое ощущалось в самом начале, от того, какие дети были и те истории, которые они нам рассказали в этом видео. Это нужно осмыслить для себя и уже потом отвечать на заданный вопрос. 

    – Здесь, конечно, еще раз подтвердилось то, что любовь, забота и вера – самое главное – вера с нашей стороны. Потому что, я так понимаю, ребята сами в себя особо не верили. То, что у них получается, это очень здорово. И то, что они принимают эту новую жизнь. Им же сложно понять. «Я ради поездки бросил курить» или что-то еще. Они же не знают, что такое поездка. Они, как дети, открыты для всего нового. Вот это очень здорово, что они это принимают. Меня очень это тронуло. 

    – Безусловно, на всех присутствующих произвело огромное впечатление ваше выступление, на ту работу, которую вы делаете. У меня, как у психолога, как у специалиста, есть такой вопрос. На мой взгляд, он очень важный, потому что вы уже имеете дело со следствием каких-то определенных причин. То есть, у этих детей тяжелые судьбы, неприятные условия. И вопрос такой: «как быть с профилактикой? Что нужно делать обществу, например. Или вам как Центру? Или может у вас уже ведется такая работа, чтобы предупреждать появление таких социально неблагополучных, скажем так, условий развития таких детей. Как вы это видите вообще, в масштабах своего Центра, ведь какая-то работа вами уже ведется, и может быть в масштабах страны, опыт, который можно уже транслировать? Потому что по своему профессиональному опыту работы я знаю, что профилактика порой бывает намного важнее, чем последующая коррекционная работа. 

    – Меня очень это тронуло. Вообще, я слышала о вашем Центре еще давно, не знала, что у вас такая масштабная работа. Мне очень понравилось. То, что вы спасаете этих детей, даете им будущее – это сильно. 

   

– Спасибо большое вам за те истории, которые вы рассказывали, за те ценности, которые вы доносите детям. Я сама год проработала в семейном центре, с детьми с трудным поведением. Эта формулировка очень хорошая. Было очень много детей, находящихся в социально опасном положении. И я увидела, что вот эти дети больше остальных и нуждаются в любви и в них больше любви и нежности, чем в остальных, у которых полные семьи. Я хочу выразить восхищение вам, потому что мне было тяжело работать, учитывая ту бюрократическую систему, которая есть, к сожалению, у нас. Поэтому, все полтора часа, которые вы рассказывали, у меня красной линией шел вопрос: «Насколько вы смогли сотрудничать с этой системой, выстроить сотрудничество?». 

– Вы говорили про педагогику, про социальных работников. К сожалению, есть место профдеформации, когда эти люди, к сожалению, перестают видеть детское «чистое» в этих подростках. Я еще раз хочу выразить свое восхищение вам, вашим сотрудникам, тому, на сколько вы сохраняете эту вот любовь, желание помочь, желание передать свои ценности. Спасибо большое. 

    – Вообще, подписываюсь под всем вышесказанным. Хотела еще поблагодарить вас за живое действительно выступление. Потому что, благодаря и видео, и фильмам, и историям мы могли, если не полностью проникнуть во всю эту концепцию, то хотя бы немножко прикоснуться к ней. Большинство наших слушателей, ваших слушателей, когда или если встретятся в работе или в практике с такими детками, то, как мне показалось, у таких людей будет на что равняться, как образец, который основывается на вашей продуктивности и результативности, которую мы видим. Спасибо. 

С использованием материалов сайта Московского института психоанализа: https://inpsycho.ru/lecture_hall/887 и