В апреле 2024 г. на базе Центра прошли курсы повышения квалификации «Основы духовнонравственной культуры народов России» и «Основ религиозных культур и светской этики» в условиях реализации ФГОС». В них приняли участие педагоги образовательных учреждений из Верхнебуреинского, Солнечного муниципальных районов и г. Хабаровска.
Слушатели курсов познакомились с формированием образовательной среды учреждения на основе российских традиционных ценностей; приняли участие в образовательных событиях духовно-нравственной
направленности (открытые уроки занятия дополнительного образования); увидели формы и технологии внеурочной деятельности, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся; из личных встреч и бесед с детьми сделали выводы о влиянии духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей на изменение криминального сознания подростков с девиантным поведением.
Публикуем фрагменты аудиозаписи итоговой рефлексии.
Чернышева Ольга Александровна, учитель музыки МАОУ Экономическая гимназия г. Хабаровска: Я увидела самую главную ценность – любовь. Все, что наполняет вас, каждый уголок – любовь детская, любовь педагогов, начиная от руководителя.
Эта любовь и переполняет детей. Они очень бережно к этому относятся. Они с уважением относятся к педагогам. Представляю, чего вам это стоило. Мы разговаривали с мальчиком Максимом. Он сказал: «Нравится, что здесь учат жить». Так тронуло.
Я спрашивала у ваших педагогов: где вы берете силы? Откуда вы качаете вот эту энергию? 24/7 дарить любовь – это очень тяжело. Откуда-то надо брать силы. Они сказали, что, наверное, нам дети дают эту любовь. Почему же в наших школах эти дети не дают нам любовь? Значит, мы не доросли, значит, нам надо чаще приходить к вам и учиться этой любви.
Конечно, то, что в ваших классах по 10-15 человек, сказывается. В наших классах по 32-36 человек – это сложновато. Но, тем не менее, все зависит от образа, от внутреннего наполнения учителя. Спасибо вам большое, что вы встретились на нашем жизненном пути.
Бычкова Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30 г.Хабаровск: Огромную благодарность педколлективу Центра за открытые уроки, экскурсию по школе, за проведение семинара «Формы и технологии внеурочной деятельности, направленные на духовно-нравственное развитие обучающихся». Команда школы поразила нас своим внутренним стержнем. Видно, что это целая семья, у которой сложились крепкие традиции.
Кадачагина Инна Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 21 п. Герби Верхнебуреинского района: Для себя я поняла, что детей калечат взрослые. Правильно в фильме было сказано, что они рождаются все хорошими. Заметила взаимоотношения между коллегами – очень добрые, очень ласковые, взаимоотношения с детьми такие же. Заметила, что имя строго «Анна» не звучит вообще. «Анюта», «Анечка», «Сережечка», «Данечка». Фамилии за весь день вообще не слышала. И видно, как дети на эту ласку и доброту откликаются. Эти дети все добрые. За вами идут и дети, и коллектив.
Чеботкевич Надежда Васильевна, учитель истории МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск: Я – историк. Возьму на уровне государственных масштабов. Вы правильно сегодня затронули 90-е годы. Очень трудные, очень большое число сирот. Сегодня, когда ставится задача чтобы каждого ребенка привести к понимаю, что такое Родина, привести к тем нравственным устоям, когда мы говорим о десяти заповедях, Вы являетесь источником. Ваше здание, ваши мысли, ваши преподаватели, ваши программы обеспечивают становление детей высоконравственными. На сегодняшний день я все-таки ухожу с тем мнением, что вы являетесь источником, подпитывающим не только наши мысли, а еще и те вопросы, которые ставят на государственном уровне. Это как раз формирование нравственности, любви ко всему. И эти стену как раз показали, что не банально говорить: «Любите!». Мы говорим о том, что вот она любовь – даже в ваших стенах. Спасибо!
Пугачева Елена Александровна, учитель истории и обществознания, ОРКСЭ МОУ СОШ п. Амгунь Солнечного района: Спасибо большое педагогам. Увидела любовь, доброту, и как дети с удовольствием откликаются на просьбы взрослых. Дети даже за нас переживали.
Дети оттаяли душой у вас, помощники хорошие. Так как я являюсь классным руководителем не один год, сравнивала, как ваши преподаватели строят взаимоотношения с учениками, и как мы учителя – в школе. Ведь мы действительно забываем из-за своей загруженности именно главную тему: Любви, Доброты и отзывчивости к своим же детям. Вот они с нами рядом, а мы загружены совсем другими делами. Я многому научилась у вас – взаимоотношению педагогов и детей. Дети все хорошие. Мы взрослые, находясь рядом с ними, должны помочь преодолеть трудности. Я это увидела и хочу попробовать. Спасибо!
Барадиева Екатерина Айдоловна, учитель начальных классов и английского языка МБОУ СОШ № 21 п. Герби Верхнебуреинского района: Сегодня такой пасмурный день, такой холодный. А сюда приехали – так тепло! Сегодняшний день затронул до глубины души. Детки такое чудо. Вроде они такие скромные, добрые. Мы ходили на кружок робототехники. Мальчики показывали, особо не рассказывали. А потом у них спрашиваешь. Они понимают, что схожие интересы, что мне это интересно, и начинают все рассказывать. Педагоги здесь большие молодцы. Видна такая хорошая работа педагогов. Дети делом увлечены благодаря педагогам.
Гриб Светлана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск: Мы увидели, что задача педагогов и воспитателей — зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему, а через искру разжечь костёр духовности, патриотизма, нравственности. Желаем школе стабильного и достаточного финансирования, процветания. Педагогам и руководителю – крепкого здоровья, долгих лет творческой активности.
Клачкова Севиль Хамидовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 49 г. Хабаровска: Есть понимание «мечты сбываются». Я давно хотела познакомиться с вами, с вашим Центром – с 2004 года. Недавно была в семинарии. Вас показывали опять. Понимание гармонии внутреннего и внешнего мира. Это все у вас есть. Я понимаю – это титанический труд, большой пласт проделанной работы, нужно быть стальным человеком, вижу цель – не вижу стену. И вы упертый, можете, двигаете. Таких людей, как вы надо больше. Была когда-то социальным педагогом и многое увидела того, что надо нести администрации. Они должны видеть, слышать, знать и помогать делать. Мне понравился ваш учитель истории. Это высший пилотаж всего его урока. Она их подняла на крыло, убрали шасси и полетели. И на протяжении всего занятия прослеживается эта ниточка духовности. Она полностью связала образ Алексея Михайловича с тем, что он боговерующий был, как он к этому относился, как пример детям, и какими они должны быть. И как он соблюдал все каноны, и как он ходил в церковь просто одетым, без своего царского облачения. И как он смог стать защитой, щитом для человека, который был старше, но слабее его. Когда рефлексия была, дети подводили итоги, был слышен отклик у детей. Она добилась цели.
Дети вам открываются и доверяют потому, что вы их не осудите. Им не хватало чувства любви от близкого человека. А для них ваш Центр важен тем, что их любят. Спасибо вашим педагогам! Большая благодарность вам. Я благодарю судьбу, что я сегодня оказалась здесь.
Материал подготовила О.С. Красникова, логопед