Педагогический совет «О реализации в Центре Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года»
22 марта 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 520-р была утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений на период до 2020 года.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере. Концепция призвана служить основой для повышения эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и создания условий для их успешной социализации (ресоциализации).
В содержании Концепции мы видим отражение 25-летней деятельности Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, общеобразовательного учреждения, где взаимодействие и координация деятельности всех структурных подразделений, как внутри педагогического коллектива, так и с другими субъектами системы профилактики, является необходимым условием комплексного решения проблем в профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
В Центре уделяется большое внимание совершенствованию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных, в том числе правовоспитательных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Указанные меры направлены на раннее предупреждение и коррекцию девиантного поведения детей и подростков с учетом современных научных методов, ресурсов и возможностей, а также осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении сочетает в себе как прежние эффективные и уже опробированные, так и новые современные технологи.
С докладом выступила заместитель директора Г.Н. Агеева. Она отметила, что одним из наиболее важных факторов организации профилактической работы в Центре является заинтересованность всего педагогического коллектива в необходимости профилактики безнадзорности и правонарушений, в отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися. Педагоги воспринимают ребенка в этом процессе как активного участника образовательной деятельности. Применение творческих подходов, личная заинтересованность в том, чтобы из учащихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики способствуют успеху в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Совместные коллективные дела помогают педагогам и воспитанникам сблизиться, лучше узнать друг друга и установить хорошие отношения. Они позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает педагогов и воспитанников друзьями на всю жизнь.
Эффективность деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних достигается при высоком профессиональном мастерстве педагогического коллектива, созданием живой, естественной, здоровой и безопасной среды, в которой происходит реализация потребностей подросткового возраста.
Работа практической части педагогического совета была организована и проведена психологической службой (педагоги-психологи Селезнева Т.В., Шилова Е.В., Моисеева П.А.) и была направлена на создание условий для успешной социализации несовершеннолетних, формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
Так как формой проведения творческой части педсовета была «вертушка», педагогам предлагалось сформировать систему дополнительных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для других структур Центра.
Прежде чем приступить к работе, педагоги посмотрели экспресс-интервью детей в виде слайд-шоу, тем самым настроились на дальнейшее сотрудничество. Предлагалось на специально подготовленных листах ватмана формата А1 выдвинуть предложения для работы каждого подразделения Центра. На листах были яркие условные обозначения групп, которые должны были активизировать и систематизировать работу.
Педагоги с энтузиазмом дополняли предложения каждому подразделению.
В процессе работы педагогов психотерапевтом О.В. Гершгориной организовано проведение психотерапевтической паузы – комплекс упражнений на активизацию первого функционального, энергетического блока мозга и развития межполушарного взаимодействия. Данные упражнения активизируют внимание, мозговую активность, пространственное восприятие и снимают эмоциональное напряжение.
Участники педсовета проанализировали предложения: на сколько они актуальны, или уже были исполнены. Прозвучали такие предложения как: подготовить детей для участия в конкурсе профессионального мастерства «ЮниорСкилдс»; организация кружков профессионального профиля; создание волонтерского отряда и др.
В целом, вторая часть прошла динамично, работа в подгруппах была очень активной, с высоким позитивным эмоциональным фоном. Выдвинутые предложения были актуальны и современны, нацелены на работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.