«Когда я увидела родителей детей, это добавило в копилку знания о ребенке»
Горбанева Анна Владимировна, педагог–психолог, КГАНОУ «Псилогия», г. Хабаровск: Что касается встречи с родителями, мамы приезжали, рассказывали о своей проблеме. Когда это были рассказы родителей, то это были безликие ребята, а теперь они обрели свои лица, после выступлений, и начинаешь по-другому смотреть на них. Было очень полезно, потому то не все родители осознают, что у них есть проблемы. Хорошо, что они показывают готовность работать над этими проблемами. Мамы, которые сегодня приезжали и рассказывали, они горели тем, что в их жизнях что-то изменилось.
В СИЗО был первый раз опыт. Хорошие дети, совершившие неправильные поступки. Сейчас они отбывают наказания. Будет здорово, если все у них будет хорошо.
Самойлова Анастасия Алексеевна, учитель математики КГБОУ ХК ЦППМСП: Работа с родителями лично для меня была полезной. Я больше работаю с родителями своего класса, а когда я увидела родителей детей, которых я обучаю, но не классный руководитель, для меня это добавило в копилку знания о ребенке. Увидев родителя, можно уже многое сказать про ребенка, почему он такой и почему так себя ведет. Все равно по родителям видно. Для меня это было очень полезно.
Бельды Анна Александровна, педагог-психолог, КГБ ПОУ ХАМК, г. Хабаровск: Опыт в СИЗО был очень интересен, я там была в первый раз. Ребят, с которыми мы там встретились, конечно очень жалко, ничего не скажешь. Потому что, когда мы вначале встречи их увидели, у них были очень грустные глаза, подавленное состояние. В конце занятия они говорили о том, что мы им смогли немножечко разнообразить их нахождение там. Но понятное дело, что это ненадолго. Поэтому это был очень интересный опыт. Конечно, большое впечатление оставил музей, поэтому поездка в СИЗО для меня стала событием дня.
Курбонова Татьяна Викторовна, учитель ИЗО, МКОУ СОШ с. Чумикан, Тугуро-Чумиканский муниципальный район: Хороший опыт получила, то, что увидела детей, которых жалко, что они туда поступили за свои какие-то проступки. У меня три сына у самой, мне было жалко видеть других там.
«В СИЗО мне стало так страшно, за детей стало обидно и жалко их»
Лушникова Анастасия Юрьевна, педагог-психолог, КГАНОУ «Псилогия»: Интересный опыт посещения СИЗО. Тренинг я там еще не вела, было интересно. Группа была разнородная, это очень интересный опыт как тренинговый, так и в целом работы с такими детьми. Хотелось бы отметить мастерство Ани, как тренингового специалиста, потому что она выбиралась из патовой ситуации, в который я, например, растерялась. Мальчики не хотели рисовать, не могли придумать, что нарисовать, и она придумала, как это все перевернуть, и в итоге все вышло хорошо. В конце концов, один ребенок раскрылся и с нами поделился. Мы увидели искренность в нем. Мы рады, что так все получилось, и было хорошо со всеми.
Перевозкина Юлия Алексеевна, воспитатель КГБОУ ХК ЦППМСП: Для меня этот опыт был немного странный и неожиданный. Большая неожиданность увидеть детей там. СИЗО и тюрьма для меня – два равностоящих понятия. Там больше ожидаешь увидеть мужиков, отморозков. Но когда ты понимаешь, что перед тобой сидят дети, практически такие же, с которыми я работаю, нахожусь с ними. Это чувство, когда мы тут поиграли, посмеялись, душевно поговорили. Но когда мы встали и пошли, а вслед мне крикнули: «До свидания», я обернулась и поняла, что мы уходим, а они остаются. Мне стало так страшно, за детей стало обидно и жалко их. Потом я поняла, что, когда мы завязывали ниточки, я желала, чтобы сбылась мечта и скорее выйти на свободу. Они говорили: «Это главное, спасибо вам большое».
Захарова Ольга Сергеевна, воспитатель КГБОУ ХК ЦППМСП: У нас минут пять была заминка, они были скромными, потом в ходе игры немного начали раскрываться. Один, парень говорил такие вещи, что взрослый человек порой не может сказать. Его спрашивали, что читает, он сказал, что, когда сидишь, много есть времени подумать.
Цой Анатолий Борисович, мастер производственного обучения КГБОУ ХК ЦППМСП: Мне понравился музей в СИЗО. Музей очень впечатляющий, просто жуть такая. Как можно было там сидеть? Особенно когда заглянешь в эти клетки. Если бы сейчас были такие жесткие условия в тюрьмах, то, наверное, было меньше преступлений и преступников, если бы они видели все это. Но все привыкли к удобствам. На тренинге подростки замялись сначала, а потом разговорились, начали общаться, играли. Ко мне двое парней подходили и завязывали веревочки на руки.
На фестивале дополнительного образования все было грандиозно, смотрел все выступления детей, не скажешь, что они какие-то «трудные». Так вступали хорошо, мне кажется, что всем зрителям и гостям понравилось, как они выступали. Надо с ними заниматься, больше детей привлекать к таким мероприятиям коллективным, совместным, чтобы они друг на друга могли понадеется, взять что-то хорошее друг у друга. Должно быть совместное общение.
Клименко Елена Васильевна, воспитатель КГБОУ ХК ЦППМСП: Детей мы видим в быту в приюте и видим их немного хулиганистыми. Занимаемся с ними уборкой, домашнем чем-то. Но когда увидела всех на сцене, они такие подтянутые. Мы Мишу не можем остановить – хулиган, но здесь он стихи читает без запинки, для меня это было открытием сегодня. Я прямо рада за Мишку. Все они талантливые, ангелы на самом деле. Когда я пришла сюда работать, думала: справлюсь или не справлюсь? Но когда поработала, поняла, что это недолюбленные дети, даешь им любовь, и они обнимаются.
«…Полнейший восторг. Это все, в первую очередь, про педагогов, про детей. Дети восхитительны»
Курбонова Татьяна Викторовна, учитель ИЗО, МКОУ СОШ с. Чумикан, Тугуро–Чумиканский муниципальный район: Фестиваль дополнительного образования на удивление пронесся, как торнадо, поднял эмоциональный фон, один позитив, очень здорово. Работа проделана колоссальная, хочу сказать, что не скажешь ничего плохого про детей, показалось, что они обычные. Знаю, что все дети с таким поведением. А педагогам низкий поклон. Очень важно, чтобы школа была полностью оборудована. Я посмотрела, как дети живут, все новое, все красивое. Любого приведи сюда, и он не захочет уходить отсюда.
Лушникова Анастасия Юрьевна, педагог-психолог, КГАНОУ «Псилогия»: Уровень позитива на фестивале достиг большого значения. С каждым разом я понимаю, что дело даже не в обеспечении, сколько в педагогах и в особенностях педагогов и специфике самой школы. В классе маленькое количество детей, и педагоги могут полностью себя посвятить им. Это больше, чем какое-либо обеспечение. Здорово, конечно, что здесь хорошее обеспечение, но все дело именно в людях, которые здесь работают. Дело в возможности людей уделить время детям. Я извлекла сегодня и это. Меня поразила Ирина Михайловна и другие девчонки, выступающие с цветком. Понравился самый первый танец с лотосами, это полнейший восторг. Это все, в первую очередь, про педагогов, про детей. Дети восхитительны. Не устаю с ними общаться, и не устаю на них смотреть.
Горбанева Анна Владимировна, педагог-психолог, КГАНОУ «Псилогия»: Соглашусь со словами коллеги. Вижу проблему образования в самой общей структуре. Идет проблема от зарплаты учителей и ком за комом. Профессия как будто становится недостаточно престижной, педагогов не так много, знаю, что многие учителя работают на две ставки. Нехватка педагогов именно из-за этого. И человеческий ресурс выгорает. Человек, как специалист, выгорает. Ребенок со сложным поведением, его бы проще от себя отодвинуть и с этим не бороться, потому что сил нет. И это происходит в обычных школах, и все идет от учителя. Здесь есть такая возможность не отстраняться от детей. Профессия человек-человек, особенно педагога, зависит от внутреннего заряда, от его энтузиазма и его возможностей. Если человек сам по себе устал, откуда и чему он может научить другого? Как он может кого-то любить, принимать, понимать, если внутри исчерпан? Именно в этом я вижу проблему образования. Здесь я вижу, что педагогам самим хорошо, и они могут этим делиться. У них есть запас, это отображается на детях.
Безрукова Наталья Олеговна, воспитатель КГБОУ ХК ЦППМСП: Я поняла одно, что во всей этой ситуации – дети, педагоги, нагрузка, ответственность, обязанности – есть такая фраза, которая мне помогает: «Не надо ни с кем воевать, нужно просто брать детей и вести за собой, идти вместе с ними». Когда ты ребенка начинаешь понимать, пусть их много, пусть они все хотят твоего внимания, но ты выстраиваешь очередь, говоришь, чтобы потерпели. И внимание каждому можно уделить, и понять его можно, его потребность. Мы же работаем не на удовлетворение их потребностей, то, чего они хотят. Мы должны понять проблему ребенка и помочь ее преодолеть. Вести его в этом преодолении его проблемы. Когда ты его сопровождаешь, это уже не становится для тебя каким-то таким тяжёлым грузом и борьбой, а наоборот, ты понимаешь, что мы все оступаемся, ошибаемся, но потом мы поднимаемся и опять идем дальше, и трудимся. И, в итоге, то же самое говорим детям: «Ты упал, оступился, поднимись и пошли вместе дальше, мы все можем ошибаться». И дети идут с нами, и мы идем с ними. Я поняла, чем меньше ты сопротивляешься детям, а по-другому подходишь, тем легче тебе с ними работать и работу ты воспринимаешь не как работу, а уже как интересное дело. И ты сам становишься другим человеком с другими интересами. Здесь есть отдача. Вот какое
Самойлова Анастасия Алексеевна, учитель математики КГБОУ ХК ЦППМСП: Я была участником фестиваля дополнительного образования, но мне было интересно послушать выступление психолога Татьяны Ванкаремовны Селезневой. Слушая статистику, какие бы кружки хотели наши дети, уже сразу начала мотать на ус, что я смогу, хотя сейчас увлечена финансовой грамотностью, но возможно еще что-нибудь смогу. У меня сразу появилось поле для мыслей. Дети наши все звезды, даже я волновалась, так как на репетициях что-то не получалось, но, когда они вышли на сцену, все пошло как песня. Они даже на репетиции так не делали, как выступили. Я очень благодарна детям. По поводу того, что имея такую же нагрузку, в общеобразовательной школе, ты быстрее выгораешь, я до сих пор удивляюсь. Наши дети даже своих родителей не обнимают и не целуют. Артем почему-то маму не обнимает, но в Центре один из самых первых детей, который обнимается. Ты бывает, приходишь настолько уставший, и дома какие-то проблемы, но каждый ребенок подойдет и спросит: «Анастасия Алексеевна, а как у вас день прошел? А почему вы грустная?». Они все спрашивают, они все участвуют в твоей жизни. И поэтому ты чувствуешь подъем и пошел урок вести. Мне кажется, это большую роль играет в профилактике профессионального выгорания.