В конце февраля – начале марта на базе Центра прошли курсы повышения квалификации «Взаимодействие классного руководителя с обучающимися «группы риска», которые вызвали большой интерес у педагогов края. Среди участников курсов – директора, заместители директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя образовательных организаций из Амурского, Ванинского, Верхнебуреинского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов, городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.
Слушатели курсов были включены в деятельность действующего учреждения для детей с отклонениями в поведении, и каждый день непосредственно взаимодействовали с его учащимися и педагогами: посетили уроки, занятия по профессиональному обучению и цикл коллективных творческих дел; приняли участие в совещании при директоре «Взаимодействие Центра с институтами профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения несовершеннолетних», встрече с родителями (законными представителями) воспитанников и многочисленных тренингах и мастер-классах с психологами, нейропсихологом и психотерапевтом; вместе с детьми играли в психолого-педагогический театр, а с классными руководителями побывали на круглом столе; на практических занятиях, сопровождаемых многочисленными документальными видеоматериалами, познакомились с характеристикой подростковой криминальной субкультуры, типологией школьной дезадаптации, типами семейного неблагополучия и системой работы Центра по духовному и нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей.
Предлагаем фрагменты расшифровки аудиозаписи итоговой рефлексии участников курсов.
«Безусловная любовь и безусловное принятие, защита.
Это очень мощные ресурсы и вы их даёте»
Боева Наталья Валерьевна, преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ, г. Хабаровск: Я хочу сказать, что разгадала ваш секрет. Неделю наблюдала и разгадала. Это два мощных ресурса – безусловная любовь и безусловное принятие, защита. Это очень мощные ресурсы и вы их даёте. Их по идее должны давать родители, но так как это детки травмированные, они этого недополучили, а вы им это даёте. Я буду ещё долго рефлексировать, переваривать то, что здесь получила. Я уже никогда не позволю себе выступить в роли палача для какого-то ребёнка. Это такие курсы, которые переворачивают твой внутренний мир, выворачивают твою душу и заставляют тебя думать и копать. Я сама мама троих детей и сама поняла, насколько много я ошибаюсь в воспитании своих детей, потому что реально на них порой не хватает времени, где-то недолюбливаешь, недосматриваешь, но тут вовремя успеваешь спохватиться, что старший загулялся, у младшего опять двойка, как на картине. Всё полученное здесь поможет и в работе, и в жизни. Просто низкий поклон! Это такой опыт, проработать и почерпнуть столько нового!
Исакова Анастасия Александровна, директор МКОУ ООШ с. Удское, Тугуро-Чумиканский муниципальный район: Я возьму в работу классных руководителей дневники для класса. Обязательно предложу своим детям составлять свои сценарии, потому что дети хотят, но мы – классные руководители, всегда их подавляем.
Приймак Галина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ п. Дуки, Солнечный муниципальный район: На встрече с выпускниками Центра у меня возникло такое ощущение, что парень, который из железнодорожного техникума, мне знаком. И я вспомнила, что видела его в кафе «Лавита», когда заходила туда со своей мамой. Я маму в клинику привозила. Мама – пожилой человек и я никогда не ожидала от официанта, что он принесет подушку и даже скажет, где лучше сесть, чтобы не дуло. Это было такое откровение! Было видно, что это искренне. Вот здесь мы как раз видим, что такому типу детей очень нужны правила. А в железнодорожном техникуме правила еще какие! В любом случае учащийся техникума получил удовольствие от трудностей, что учится-учится-учится без «троек» и он гордится этим.
Сегодняшнее занятие по дезадаптации – это откровение. Я почувствовала себя студентом ВУЗа психологии, буду использовать этот опыт при написании характеристик. Вообще нужно быть внимательнее к детям, больше приглядываться. На курсы я напросилась сама, нагрузка большая, сложно было выкроить время. Очные курсы не сравнить с дистанционными, когда ты работаешь «на земле», практикуешь, вместе с вами. Я под впечатлением.
«Ведь не признавала в себе это, нас так учили, мне казалось это классика, а здесь развернули меня»
Соцкова Анжелла Геннадьевна педагог-психолог МБОУ СОШ №2 п. Ванино, Ванинский муниципальный район: Приехала на курсы со своей коллегой. Очные курсы всегда отличаются от дистанционных. Это живое общение, опыт многих людей, которые делятся своими интересными наработками. Что я вынесла для себя? Я, наверное, более авторитарная. И вот на таких детей, родителей, семьи смотрела где-то свысока. А здесь же важно понять их, принять, выстроить доверительные отношения. Сейчас я мягче стану, однозначно. Я ведь не признавала в себе это, нас так учили, мне казалось это классика, а здесь развернули меня. Для себя я поняла, что такое физический контакт, объятия, и насколько это важно с такими детьми, да со всеми, но этим особенно.
Супрун Олеся Игоревна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГБ ПОУ ХКОТСО, г. Хабаровск: Наши курсы были практические. Кому-то нужна теория, мне была больше интересна практика. Плюс в том, что нас вовлекли в работу и с педагогами, и с детьми -это прорабатывает. Я поддержу свою коллегу, почувствовала себя студентом. Вы проживаете с детьми их судьбы. Мне в работе тоже не безразличны судьбы детей, мне всегда их жалко. Я иногда забуду о родных детях, но вечером поеду в эту семью, потому что нужно спасать ребёнка, и были моменты, когда спасали. Ещё я много лет окунаюсь. И вы меня подтолкнули к тому, что в следующем году начну с предложения детям поехать окунуться вместе, наймём автобус. Человек должен сам прийти к этому, но предложить можно.
Бирюкова Галина Борисовна педагог дополнительного образования КГБ ПОУ ЧГТТ, Верхнебуреинский муниципальный район: Я чувствую, что я по-другому относилась к студентам, их ошибкам. Сейчас пересмотр есть. Возьму для себя в практику, чтобы они оценивали друг друга. Я вижу положительные изменения в себе, даже скажу откровенно, чувствую осознанность, благодаря тому, что ты систематизируешь, высказываешь потом это. Для студентов я бы тоже это применила, чтобы после занятий высказывались, делали для себя выводы. Из вчерашнего семинара мне очень запомнилось и захотелось применить взаимодействие с правоохранительными органами, чтобы изменить отношение детей к людям в погонах. Организовать совместные игры, футбол. Может быть и шахматы, шашки, начать с малого. Я в теме образования новый человек, для меня абсолютно всё ново и всё применимо как в работе, так и в жизни. Ключевое дело – прекрасный инструмент для ребят, чтобы у них сформировалось адекватное восприятие самих себя. Чтобы они не были забитыми, зажатыми. Обычно же в мероприятиях задействуют детей-отличников, хорошистов, а теперь, я думаю, что нужно делать упор на работу с ребятами группы риска, выстраивать больше работы с ними.
«Сам для себя открылся с новой стороны»
Мартынов Игорь Николаевич, преподаватель КГА ПОУ ГАСКК МЦК, г. Хабаровск: Мои впечатления словами не передать. Вчера словил себя на мысли, когда экскурсия по новому дому была, что в принципе не очень то и хочется возвращаться обратно, на свою повседневную работу, в ту атмосферу. Тут действительно немного другой мир. Позитивные впечатления от всего в комплексе. А когда мы оказались в новом доме на семинаре – это просто эйфория. Из Центра я для себя отметил, что в пример можно приводить студентам благополучным то, как надо себя вести, себя ставить на примере не совсем благополучных детей. В этом смысле пример очень хороший. Что хотел бы взять для себя? Это более открытое отношение к детям, к студентам. Я сам для себя открылся с новой стороны.
Хазиева Светлана Ивановна, педагог-психолог КГКОУ ШИ 16, г. Николаевск-на-Амуре, Николаевский муниципальный район: Не могу сказать, что моё отношение к детям сильно изменилось. Я всегда с ними по доброму, очень много времени провожу со своими детками. Мы и обнимаемся, и разговариваем. С семьями тоже работаю очень много. Но на курсах мне очень понравилось. Было много интересного, детки все такие хорошие, открытые. Много инструментов возьму в работу, понравились тренинги, занятия, даже теория была очень интересной.
Гаузина Любовь Владимировна, преподаватель КГБ ПОУ СПТ, Солнечный муниципальный район: Я когда пришла сюда, у меня было ощущение, что здесь домашняя обстановка, тут уютно. Дети со всеми взрослыми обнимаются, меня это шокировало. Искренние и открытые дети, учителя. Нет какого-то предвзятого отношения, дружелюбная атмосфера. Из курсов возьму занятие по дезадаптации, тренинги, а главное внимательное и доброе отношения к семьям и детям.
Курбонов Азиз Мерзоевич директор МКОУ СОШ с. Чумикан, Тугуро-Чумиканский муниципальный район: В работу возьму всё. Мы район отдалённый, проблемные дети у нас есть. Всё было интересно. Расскажу своим коллегам о системе работы. Применю тренинги, нейропсихологию.
Березина Виктория Геннадьевна, социальный педагог КГБ ПОУ ХПЭТ, г. Хабаровск: От курсов я в восторге. Хочется, чтобы как можно больше людей сюда попали. В мире, в школе много грубости. У меня ребёнку 13 лет, мы регулярно сталкиваемся с этим. И я за то, чтобы поменялось мировоззрение людей. С этих курсов я взяла всего понемногу. Особенно мне понравилась формула «плюс-минус-плюс», это я применю. Я не классный руководитель, но хочу, чтобы у классных руководителей появилась любовь, и не было больше грубого подхода к детям.
Хочу вам сказать огромное спасибо. Эмоции переполняют. А я вижу в Вашем Центре, как лучик какой-то света. Очень мне понравились эмоции. Мне хочется многое взять из Вашей практики. Но все взять невозможно. Я возьму самое главное. Я буду пытаться. Ваш коллектив, конечно, сплоченный. Все люди с подходом, все какие-то такие интересные. Все единомышленники. Потому что Вы – руководитель. Для Вас Центр – на самом деле счастье.