Тема детско-родительских отношений занимает одно из важных мест в коррекции девиантного поведения. Многими исследователями подтверждено, что опыт ребёнка, полученный им в семейных отношениях, является фундаментальным для формирования его личностных качеств и для всей его последующей жизни.
Из всего многообразия детских проблем, с которыми сталкиваются родители, лишь незначительная часть представляет собой трудности самого ребёнка, большинство же из них является отражением проблем семьи, в которой живёт этот ребёнок. Семья – это не группа людей с индивидуальными проблемами, а единый организм, и во многих случаях проблемы ребёнка – это симптом более глубоких проблем семьи в целом и взаимоотношений в ней.
Для исследования мнения детей о взаимоотношениях в семьях, психологи Центра использовали известный проективный тест «Семья животных». Данная методика позволяет выявить представления ребенка о семейной ситуации, уровень эмоциональных отношений, конфликтность, распределение реальных ролей в семье.
Показатель иерархических отношений говорит о доминировании и подчинении членов семьи, социальном положение и значимости каждого члена семьи. Для этого в рисунках оценивается наличие или отсутствие членов семьи (самого себя), расположение объектов «выше-ниже», «дальше-ближе», самые мелкие или самые крупные изображения.
Оказалось, что по этому показателю 37% детей считают родителей очень значимыми людьми в их жизни. И это является хорошим результатом, но при этом очень многие дети значимым выделяют фигуру отца, при том, что отца в их семье нет (разведенные и переформированные семьи).
То есть, этот высокий и хороший показатель косвенно говорит о недостатке общения с отцом и высокой значимости общения с ним. Мало значимыми родителей назвали 13% подростков. Заброшенными или подавляемыми себя считают 25% детей. Здесь, скорее всего, преобладают гиперопекающий или попустительский стили воспитания в семье. И, самый печальный фактор, отверженными (находящимися вне своей семьи) себя считают 22% воспитанников.
Исследуя показатель «конфликтности», мы можем увидеть агрессивность и враждебность в отношениях между членами семьи, потребность в защите. Здесь оцениваются объекты с точки зрения изолированности друг от друга, повернутыми друг к другу или отвернувшимися ото всех, наличие агрессивной символики (кулак, поднятые ладони, ногти, зубы, оружие или острые предметы), изображение членов семьи в виде особо крупных или хищных животных.
В данном исследовании конфликтные отношения в семьях показывают 31% наших воспитанников, агрессивные или гиперопекающие отношения – 23% детей.
Градус эмоциональности в семье показывает потребность в эмоциональном тепле, напряженность в отношениях, напряженность и изолированность некоторых членов семьи. Об этих показателях судят по изображению в рисунках члена семьи холоднокровным или эмоционально неприятным животным, обращенности членов семьи друг к другу, пространственной близости или удаленности, контакте рук, наличии штриховых и множественных линий, стираниям, исправлениям.
На сегодняшний день напряженные эмоциональные отношения в семьях показывают 58% воспитанников. Это и прямые конфликты, и враждебность, ощущаемая сознательно и бессознательно в отношениях, и негатив по отношению к человеку и его поступкам. Разобщенность в отношениях, слабость эмоциональных контактов ощущают 34% подростков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее проблемными областями в семьях наших воспитанников являются эмоциональные отношения между ребенком и родителями. Большинству детей не хватает эмоционального тепла в семье, принятия, понимания и любви. Кроме того, у детей высокая потребность в значимости отца, присутствии отца в их жизни. Это является важным как для мальчиков, так и для девочек в любой семье.
Всем нам необходимо задуматься над этими выводами, постараться изменить себя и свое окружение, быть внимательнее к нашим детям.
Т.В.Селезнева, педагог-психолог