«Тренинги психологов Вашего Центра буду применять в работе!».Знакомство с идеологией позитивной педагогикинатренинге для участников курсовой подготовки на базе Центра «Психологическое здоровье педагога»
На тренинге «Психологическое здоровье педагога», проведенного с участниками курсовой подготовки на базе Центра,педагоги смогли не только научиться навыкам саморегуляции и расслабления, но и на практике разобраться,как особенности положительного эмоционального состояния отображаются на самочувствии человека, его настроении и условиях работы. Педагогам предлагались задания на формирование позитивного эмоционального состояния через игры-релаксации, познавательный опыт общения и позитивное проговаривание чувств и мыслей. Знакомство с идеологией позитивной педагогики было направлено на получение личного опыта и установление связи между жизненным опытом педагогов и самопознанием.
Решение обучающих и развивающих задач в тренинге обязательно включает в себя содействие развитию интереса к самопознанию,способности управлять своей деятельностью, а также гармонизации эмоционально-личностной сферы и формированию позитивной картины мира. Участники курсов получили возможность сразу же применить полученные знания на практике и сформировать свое отношение к психологическому здоровью педагогов.
Тренинг с участниками курсов на базе Центра состоял из нескольких этапов. По ходу занятия на начальном этапе предусматривалось изучение экспрессии, навыков активного слушания, эмоциональной сферы.Так, участники тренинга произносили по кругу свое имя с разными интонациями: с благодарностью, с восторгом, с восхищением, искренне, радостно, доброжелательно, ласково, восторженно, нежно, громко, тихо, задумчиво.Затем говорили об особенностях личности в следующем упражнении, которое называлось «Грецкий орех». Участникам предлагалось внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Орехи складывались обратно в мешок и снова высыпались в центр круга. Задачей каждого участника было найти свой орех. Далее ведущими тренинга перед участниками курсов был поставлен вопрос: «А можно ли найти позитивный смысл в неожиданных вещах?» Обучающиеся педагоги доставали по кругу на ощупь любую игрушку и думали о том, чем эта игрушка похожа на них. Они смогли найти очень много положительных характеристик по теме: «Ассоциации с игрушкой», в том числе, и с диагностическим значением и среди них-ассоциации со своей личностью. Затем с помощью психолога участники тренинга включились в «Броуновское движение» с целью снятия мышечного напряжения и восстановления затраченных сил.
Педагогам было предложено осознать свои жизненные ресурсы с помощью ассоциативных карт и психотехнических приемов на развитие самопознания и распределение жизненных сил, попробовать восстановить физические и умственные силы с помощью специальных игр-релаксаций.
Заключительным этапом нашего тренинга была рефлексия, в ходе которой все участники сделали выводы, заполнив пустые лепестки ромашки. Они отметили,что релаксация, саморегуляция, позитивный опыт общения, использование приемов самопознания и здоровьесберегающих технологий влияет на самочувствие, настроение, работоспособность, формирование положительного эмоционального состояния. Например, выполнение упражнения «Грецкий орех» вызвало позитивный настрой. Участники тренинга отметили интересное начало тренинга и интерес, с которым они проверяли себя, получали обратную связь после отображения своего настроения в виде рассуждений, ассоциаций, сравнивали свои результаты с результатами остальных.
Таким образом, совместная психолого-педагогическая работа ведущих тренинга и работа всех участвующих в тренинге педагогов помогла создать условия для психологического комфорта. Участники курсов получили навыки приспособления своего психического состояния к меняющимся условиям социума.
На лепестках ромашки в рефлексии по итогам тренинга его участники пишут:
– Положительные эмоции, хорошее настроение!
– Чувство успокоения. Положительная динамика на итог курсовой подготовки.
– Спасибо за отличное настроение! Очень познавательно и практично! Обязательно возьму на заметку.
– Большое спасибо за то, что поделились упражнениями, тренингом. Настроение поменялось, чувствую себя замечательно!
– Интересно, замечательно, познавательно. Чувствовала себя заинтересовано. Было весело, когда играли. Нравилось участвовать.
– Получила новые ощущения. Научилась ассоциировать себя с различными предметами, явлениями. Удовольствие от расслабления. Понравились рассуждения группы.
– Интерес, усталость, продуктивность, спокойствие.
– Тренинги психологов Вашего реабилитационного Центра буду применять в работе!
– Благодарю за положительные эмоции, сотрудничество!
– Спасибо за душевное тепло, за подаренный опыт!
– Спокойствие. Интерес. Благодарность.
– На игровых тренингах я испытывала чувство включения в ситуации. Огромное вам спасибо!
– Спасибо за тренинг! Возникло чувство расслабленности, умиротворения!
– Сопричастность, удовольствие от упражнений!
Материал подготовили: М.Н. Скворцова, педагог-психолог,
И.А.Гаврись, педагог-психолог