23.03.2022 г.

 

«Методическую базу, опыт Центра нам надо транслировать широко на край». Краевой семинар «Взаимодействие образовательной организации с институтами профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения несовершеннолетних»

 

На базе Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в рамках деятельности краевого центра компетенций педагогов-реабилитологов и Федеральной инновационной площадки состоялся краевой семинар-совещание «Взаимодействие образовательной организации с институтами профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения несовершеннолетних».

 В семинаре-совещании приняли участие руководители и заместители руководителей по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители образовательных организаций Хабаровского края; руководители и ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований края; начальники и инспекторы отделов по делам несовершеннолетних районных отделов УМВД России из Амурского, Бикинского, Верхнебуреинского, Солнечного, Комсомольского, Николаевского, Хабаровского, имени Лазо муниципальных районов, городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре; представители Следственного управления СК России по Хабаровскому краю, Управления ФСИН России по Хабаровскому краю, Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае В.В. Трегубенко; заместитель начальника Главного управления по социальным вопросам Губернатора и Правительства Хабаровского края Н.А. Мельникова; заместитель министра – начальник управления дополнительного образования и летнего отдыха министерства образования и науки края К.А. Вольф; заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Хабаровскому краю, полковник полиции Н.В. Белозерова.

Перед началом семинара его участники познакомились с проектированием образовательной среды в образовательном учреждении, способствующей психолого-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением и психологизацией пространства, просмотрели документальный фильм об образовательной экспедиции и паломнической поездке воспитанников Центра в Москву, Сергиев Посад и Северный Кавказ «Просто дети. Не трудные…».

С докладом «Анализ взаимодействия Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с КДН, ПДН, секторами по работе с детьми, молодежью и семей, Следственным Управлением по профилактике  и преодолению девиантно-криминального поведения и наркозависимости воспитанников. Социальная адаптация выпускников» выступила заместитель директора В.А. Кузнецова.

Психологические предпосылки девиантно-криминального поведения подростков и анализ результатов диагностики агрессивности и склонности к отклоняющемуся поведению на примере воспитанников Центра были представлены педагогом-психологом высшей категории, Почетным работником сферы образования Российской Федерации Т.В. Селезневой

О социально-реабилитационной работе с семьей рассказала социальный педагог Центра Г.С. Калинина.

Творческое выступление на семинаре представили воспитанники Центра.

         Об опыте совместной деятельности Центра и институтов профилактики на семинаре-совещании выступили:

О.В. Карикова, заместитель начальника отдела – начальник отделения ПДН отдела полиции №8 УВД по г. Хабаровску, подполковник полиции: С Александром Геннадьевичем, с Центром мы сотрудничаем плотно на протяжении более 18 лет. Мы, отдел полиции №8, нацелены, чтобы в Центр попадали наши дети, очень сложные именно с 6 класса, когда это уже возможно. Для этого мы проводим анализ состоящих на учете детей, и не только, но и тех, которые проживают в неблагополучной семье. Мы выявляем такую категорию деток и начинаем отправлять в Центр. Мест очень мало, а желающих много. Если мы будем надеется на маму, которая пьет, она не отведет никогда. Уже много лет я сотрудничаю с Центром, и сейчас свой опыт передаю инспекторам, которые находятся здесь.

Вы сегодня в фильме видели Леру. В первый раз, когда я с ней познакомилась, она была в 4 классе 58 школы. Это был запуганный забитый зверёныш, который агрессировал по отношению ко мне, я тогда еще не была начальником отдела. Я не могла найти с ней контакт, был очень тяжелый период. Но потом она мне доверилась. В 6 классе я ее привела сюда. Лера не умела ни читать, ни писать, ни считать. Сейчас она выпускница Центра, ездит на различные мероприятия. Следом отправили сюда ее брата. Ефим тоже не мог ни читать, ни писать, очень сложный ребенок. Сейчас он выпускник. И таких детей очень много. Мы приводим сюда их с тяжелыми искалеченными тревогами в душе, когда избивают родители, либо, когда нет еды, когда живут в условиях, которые заставляют ребенка уходить из семьи, из дома и идти на улицу. Чтобы этого не допустить, чтобы наши дети стали достойными гражданами государства, нам надо плотно работать с Центром, когда уже не может справиться образовательная организация, и нам инспекторам очень тяжело. Здесь работают замечательные педагоги, с огромным опытом.

Виктор Рудольфович Большаков, главный специалист, ответственный секретарь КДНиЗП при администрации Амурского муниципального района: Амурский район сотрудничает с Центром 3 года. На данный момент имеется положительный опыт. Когда мы с Центром начали сотрудничать, я относился немного со скептицизмом, поскольку о нем узнал недавно. За 17 лет работы в органах системы профилактики, в образовании, отделе комиссии, о Центре я узнал 4 года назад. Когда мы обсуждали тему, чтобы направить сюда детей, встал вопрос: каким образом мы будем сотрудничать из муниципалитета, из района, который находится в 7 часах на автобусе? Каким образом доставлять детей из социально неблагополучных семей, где низкий достаток? В первую очередь мы обратились к спонсорам внутри района, которые нам не отказали, ведь действительно необходимо вывести детей в Центр. Потому что нужно чтобы Центр понравился детям, и дети посмотрели на Центр. Игорь С. проживает в семье, где мать была лишена родительских прав в отношении троих детей. Она перестала пить более 17 лет и родила еще четверых детей. С одной стороны, положительная динамика, но социальное неблагополучие имеет место быть. Для того чтобы ребенок не пропускал занятия в школе, поменял коллектив, было принято решение, что Центр может помочь Игорю. Он окончил тут 9 классов, сейчас обучается у нас в техникуме. Ребенок приезжал, и видно было, как он меняется, и мать смотрит на это, смотрят младшие дети. Семья пошла на положительную динамику. Им выделили трехкомнатную квартиру, мать работает, Игорь получает образование, младшие не попадают в поле зрения, то есть не совершают правонарушения. Это многого стоит. Любой ребенок, который прошел через Центр и вернулся к нам, он всегда будет под нашим крылом. Игорь сейчас находится под нашим контролем, даже учась в техникуме. Он не дает себе слабину, не падает лицом в грязь, посещает занятия, старается быть активистом.

Мы отслеживаем, посещает ли он занятия, оставил ли он вредные привычки, нормальные ли у него дружеские связи.

Три самых главных вывода для меня за период работы с Центром:

1. Смена условий проживания и семьи где есть девиантное поведение. Когда ребёнок помещается в Центр – действительно прослеживается положительная динамика, результат. Когда ребёнок видит помощь в Центре, новые стены, новые лица, это плюс.

2. Новые дружеские связи. Он поддерживает связь с детьми, у которых девиантное поведение и все-таки он уходит на новую территорию, и здесь появляются новые дружеские связи. При положительном отношении к нему взрослых лиц, ситуация меняется. Появляется желание учиться, получать образование, заниматься дополнительным образованием.

3. Доброе отношение специалистов к детям группы риска. Они и так не видят ничего хорошего и доброго в жизни, и, если к ним идти с негативом, результата не будет. В Центре к ним относятся совершенно по-другому. Они видят, что люди заинтересованы, чтобы им помочь. Это большая заслуга коллектива. Любой ребенок это видит. Если он видит, что к нему положительно относятся, реакция сразу появляется.

Эти три фактора нам очень помогли с двумя детьми, которые прошли через Центр. Сейчас мы на новом этапе. Я сторонник того, чтобы сюда попадали дети из семей, но у нас сложилась сложная ситуация в государственном учреждении, в детском доме. Сложная ситуация с детьми. Надеюсь, что с Центром мы сможем помочь, хотя бы двоим, троим, поскольку любая жизнь важна и детская судьба, в частности. Большое спасибо Центру. Однозначно будем продолжать работу.

Е.В. Кремлякова, заместитель председателя КДН Индустриального района г. Хабаровска: Уважаемые педагоги Центра, сотрудники, Александр Геннадьевич, сегодня я говорю «спасибо» от всех комитетов, от всех пяти комиссий, это просьба моих коллег, выразить вам огромную благодарность. Потому что вы общаетесь с детьми по-другому нежели другие школы. Ни одна школа не собирает такое количество специалистов края, даже города. Дети, которые сегодня здесь были видят огромную значимость. Как можно сказать что эти дети какие-то не такие? Да они больше чем такие. Все сегодня им аплодируют. Спасибо, надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Результативность совместной деятельности Центра и институтов профилактики по преодолению девиантно-криминального поведения воспитанников, представленная директором Центра, кандидатом педагогических наук, Заслуженным учителем Российской Федерации А.Г. Петрыниным, была проиллюстрирована выступлениями выпускников Центра разных лет А. Захарова, С. Гусева и О. Савчук.

  Например, выпускник Сергей Гусев отметил: В Центр я попал, находясь в трудной жизненной ситуации, именно в семейной.Все это благодаря своему деду, опекуну и самому лучшему инспектору ПДН Калининой Елене Игоревне. Попал сюда в Центр по причине того, что я не хотел идти в свою школу, потому что меня там гнобили, я не получал образование, которое должен был, и поведение мое было ужасным. Попал я Центр в возрасте 15 лет, на один год в 9 класс. Это большая редкость, потому что на один год сюда не берут. Я ощутил другую атмосферу. Здесь совсем другой подход к детям. Я за первую половину учебного году догнал весь упущенный материал, который упустил за два года в школе. У меня изменилось поведение, даже изменились черты характера. Я стал по-другому себя вести. Не было ни дня, чтобы я прогулял или у меня, были мысли прогулять, проспать, пойти с друзьями. Когда был выпускной, я правда со слезами на глазах уходил из дверей этой школы. Не хотелось уходить, хотелось снова и снова приходить и учиться. Но увы, конечно, нельзя. Благодаря Центру я вышел в люди, выбился, отучился в техникуме, защитил диплом на отлично.

За эффективное взаимодействие сотрудникам комиссий по делам несовершеннолетних и инспекторам ПДН УВД были вручены Благодарности Центра.

В качестве экспертов на семинаре выступили:

В.В. Трегубенко, Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае: Очень хорошо, что в системе профилактики не только «девичий» взгляд. Такие дети, как Рустам есть в каждом районе, и мы все с ними работаем. Со всеми с ними нужно говорить, надо находить общий язык. Самое важное во всем этом – это не найти сегодня с ними язык, а завтра, когда они станут нашими родителями. И вот тогда у нас пойдет вторичное помещение в отдельные центры, работа органов системы профилактики и так далее. Я нам с вами желаю чтобы они самостоятельно смогли выровняться и не пришли к нам уже со вторичными правонарушениями в отношении своих детей. Поэтому уважаемые коллеги, нам Хабаровскому краю побольше детей, и благополучие этих детей, которое может обеспечить им заботливые взрослые.

Н.А. Мельникова, заместить начальника Главного управления по социальным вопросам Губернатора и Правительства Хабаровского края: Я испытываю двойственные чувства. С одной стороны, очень здорово, что в нашем крае есть такое учреждение, которое является и методической базой, и домом для детей, и возможностью повышать квалификацию тем, кто работает в системе профилактики. С другой стороны, очень жаль, что таких ресурсов у нас недостаточно. В целом, в этом зале собралась компетентная аудитория, чувствуется, с каким откликом вы реагируете на всю эту информацию, которую сегодня услышали. Хочется пожелать нам всем, кто в этой системе работает, чтобы ресурса у нас было побольше, добрых сердец, любящих людей, любящих свое дело, любящих детей было еще больше.

Новые риски, новые вызовы. Сейчас наших детей окружает столько соблазнов, обманов и рисков, быть вовлеченными в непонятные взрослые игры и дела, наркомания, все вещи, которые им навязываются, суицидальное поведение. Речь идёт и об агрессивных проявлениях, привлечение подростков в несанкционированные мероприятия, где они могут стать разменной монетой в серьезных вещах. Методическую базу, тот опыт, который есть у Центра, нам надо транслировать широко на край. Нужно устраивать выездные лекции. Хотелось бы, чтобы ваш опыт, ваши знания и ваша любовь передались как можно большему количеству людей, чтобы они могли это услышать, увидеть и впитать. И тогда жизнь наших детей в крае будет более спокойной, счастливой.

К.А. Вольф, заместитель министра – начальник управления дополнительного образования и летнего отдыха министерства образования и науки Хабаровского края: В профилактике правонарушений главную роль играет система образования. Мы все это прекрасно понимаем, и пытаемся понять какие новые способы мы можем найти в работе с этими детьми. В 2021 году в образовательных учреждениях были изменены и дополнены программы воспитания и социализации. Мы понимаем, что нет предела совершенству, нужно развиваться, но тем не менее контроль и профилактика остается самым главным в работе с такими детьми.

Чужих детей не бывает и нелюбимых детей тоже нет. Александр Геннадьевич, вам низкий поклон за ваш труд и вклад в жизни этих маленьких личностей.

 

Н.В. Белозерова, заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Хабаровскому краю, полковник полиции: Мое глубокое убеждение, как и всех людей, которые находятся в зале, это то, что плохих деток не бывает. Бывают ситуации, когда рядом с ребенком, который оступился, не оказалось человека, способного его переориентировать, и способного поставить на добрый хороший жизненный путь. Сегодня, смотря фильм, я сама прониклась. Я для себя сделала акцент в душе, осознанный взгляд деток очень умненький, и видно, что в детях посеяно доброе и хорошее, которое им понравилось и к которому в последствии они будут стремиться.

Александр Геннадьевич, вам огромное спасибо, думаю это все благодаря грамотно выстроенной работе Центра. Очень понравилась работа с семьей, которая анонсировалась предыдущими выступающими. Только работая с родителями, можно благоприятно повлиять на ситуацию. Даже если мы нацелим ребёнка на правильный путь, но дома он не будет получать никакой поддержки, мы не добьемся хорошего положительного результата. Поэтому вам огромное спасибо, за то, что те детки, которые попадают в поле зрения, та работа, которая проводится в Центре, позволяет встать им на путь истинный и позволяет в дальнейшем получать специальности, становиться родителями и жить нормальной, полноценной жизнью. Я надеюсь на наше совместное сотрудничество.

Н.Л. Кузнецова, заместитель руководителя следственного отдела Следственного управления СК России по Хабаровскому краю, полковник юстиции: Для понимания, Следственный комитет не входит в систему профилактики. Но мы активно учувствуем в деятельности субъектов профилактики. Мы через сердца пропускаем судьбы потерпевших детей, которые к нам попадают. Для нас важна их реабилитация. Поэтому мы непосредственно работаем с психологами и с органами ПДН и КДН.

Второй год я присутствую на вашем семинаре, рада что вы приглашаете нас в качестве экспертов. Не только мы выступаем экспертами по итогам деятельности вашего Центра, но и все здесь присутствующие. Отмечаем только положительные результаты работы всего вашего коллектива. Благодарим вас за оказанную помощь детям. Дети разные, но они дети. Все прекрасно понимают наши задачи, как и сотрудников правоохранительных органов, так и гражданских служащих. Мы должны работать во благо наших детей.

В рефлексии по итогам семинара приняли участие:

Е.В. Николаева, педагог-психолог МБОУ ЦППМСП г. Николаевск-на-Амуре: Моя работа тесно связана с девиантными подростками, потому что я руковожу сектором по работе с девиантными подростками. Мы осуществляли гранты по работе с такими подростками. Первый раз я попала к вам в Центр 7 лет назад, когда жила в Хабаровске, и тогда я подумала: «Такого не бывает». Ваши дети проводили меня до остановки, как это возможно? Я была у вас на курсах и рассказывала эту историю. Мы делали грант, делали так, как вы нам рассказывали – просто их любили. Какие приехали подростки, и какие они потом уехали. Все поменялось. С тех пор я руковожу сектором и работаю в составе ПМП комиссии.

Когда ты находишься далеко, не выезжаешь и не с кем поговорить о результатах, то кажется, что ты топчешься в своем болоте. А когда видишь, что это не зря, это реально работает. Если такую деятельность продвигать, то будет гораздо больше, чем мы делаем в силу своих возможностей.

Г.Н. Федорова, директор МБОУ ДДТ г. Бикина: Буквально два дня назад в ХК ИРО мы работали над проектом. Хотим войти в инновационную площадку по вовлечению детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в дополнительное образование. Одним из вопросов после нашего выступления был: вы что-нибудь знаете об опыте в крае? Вы знаете, что есть Центр Петрынина? Да!

Пользуясь случаем, хотелось бы спросить: проводят ли консультации для начинающих педагогов? Ведь дополнительное образование не работало с такими детьми. Дети такие есть, но в массы они не выходили. Сейчас есть такая потребность. Хотелось бы обращаться к вам за методическими рекомендациями.

В.Э. Коминык, педагог-психолог, КГБУ Детский дом № 1 г. Хабаровск: Меня удивило выступление выпускников. Я сидела и мурашки по коже, слезы на глазах.  Когда с каждым ребенком начинаешь работать, когда ты по выходу видишь результат, это дорогого стоит. То, что сегодня говорили ваши дети, низкий поклон лично вам, вашим коллегам, которые тут работают. То, что говорили дети – это до слез. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *