Каждый сотрудник ищет, изучает и внедряет в практику своей работы нечто новое, позволяющее более эффективно оказывать помощь ребенку. Педсовет по теме «Комплексная профилактика детской безнадзорности, преступности, наркомании, алкоголизма: обновление форм и методов»
Принятая Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ориентированная на обновление воспитательного и образовательного процесса в системе общего и дополнительного образования, натолкнула коллектив Центра на идею провести педагогический совет, посвящённый теме обновления форм и методов работы по профилактике детской безнадзорности, преступности, наркомании, алкоголизма.
Подготовка к педсовету началась задолго до его проведения. Центр – инновационное учреждение. У педагогов выработалась постоянная педагогическая готовность к необходимости работать по-новому, к обновлению форм и методов работы с детьми с девиантным поведением для достижения успеха. Поэтому каждый сотрудник ищет, изучает и внедряет в практику своей работы нечто новое, позволяющее более эффективно оказывать помощь ребенку в его выборе между прежним асоциальным образом жизни и новыми ценностями, в обретении им смысла жизни.
Педагогический совет прошёл он в форме методического фестиваля. Каждое структурное подразделение Центра представило на заседании свой опыт, поделилось методическими находками и открытиями.
Общеобразовательную школу представили учитель истории высшей категории Оксана Валерьевна Гайнутдинова и учитель английского языка первой категории Юлия Викторовна Подволочкина. В бинарном выступлении они затронули тему современных школьников, к которым предъявляются новые требования, в виде усложненных программ, из-за этого у детей возникает умственная перегрузка, которая способствует возникновению сознательного или бессознательного недовольства чертами своего характера, результатами учебной деятельности, что часто приводит к девиантному поведению. В эмоциональной форме учителя призвали использовать такие методы и приемы, при которых ученик почувствует себя успешным, будут развиваться его личностные качества. Юлия Викторовна рассказала о программе X-mind. С ее помощью дети на уроках создают интеллектуальные карты, благодаря которым гораздо лучше происходит осмысление и запоминание информации. Материал дети представляют наглядно с использованием цветов, изображений, проводят между ними связь. Поделилась и опытом использования метода квест.
Оксана Валерьевна познакомила присутствующих с применяемыми ею на уроках истории элементами технологии коучинга, которые не учат детей, а помогают им учиться. Эти технологии способствуют развитию ответственности, личной заинтересованности, а также помогают педагогам готовить учеников выпускных классов к ГИА. Во внеурочной деятельности Ю.В. Подволочкина и О.В. Гайнутдинова организовали кружок по исследовательской деятельности «Традиции Отечества на английском языке», который способствует социализации девиантных подростков через изучение традиций и обычаев российского народа, которые они реализуют в проектах, оформленных на английском языке.
Психологическая служба представила технологию мозартикотерапии, которая с 2015 года входит в список рекомендованных технологий для работы с подростками министерством образования и науки РФ. Её активно внедряет в практику соей работы Маргарита Николаевна Скворцова, педагог-психолог Центра. Она рассказала, что мозартикотерапия – это интерактивный формат мирового художественного искусства, вовлекающий в личностно-активный процесс – творческое культуроосвоение. Имеет позитивно-созидательную ассоциативную направленность. Специалист отметила, что результатом работы по этой технологии являются качественные изменения в поведении подростков, отмечаются усиление активности в трудовой и общественной деятельности группы, меняются отношения с одноклассниками: становятся дружескими, неконфликтными, инициативными, повышается учебная мотивация, настроение становится более устойчивым, без эмоциональных вспышек, происходит снижение вербальной агрессии, повышается самоконтроль.
Новые техники проведения детско-родительских тренингов представила педагог-психолог Наталья Анатольевна Малинина. Она погружает родителей в атмосферу их детства, стимулирует понимание внутреннего мира ребёнка, что способствует пробуждению эмпатии к нему. Продемонстрировала эти техники на практике.
Мастера производственного обучения рассказали об опыте формирования у девиантных подростков осознания положительных сторон овладения профессией: возможности законным и честным трудом зарабатывать на жизнь, получать удовлетворение от своего труда; рассказали о новых формах уроков, которые они применяют. Виктору Анатольевичу Голубю особенно удаются с девиантными подростками уроки самоуправления, а Александр Николаевич Гончаренко мастерски проводит уроки-рекламы изготовленной детьми продукции.
Евгения Витальевна Шилова – молодой специалист. Совмещает работу педагога-психолога и воспитателя. В этом нашла много преимуществ: во-первых, на группе работает воспитателем не одна, а вместе с опытным педагогом Оксаной Валерьевной Гайнутдиновой, что позволяет ей перенимать опыт; во-вторых, в течение всего дня есть возможность проводить психокоррекционную работу постоянно, контролировать исполнение режима. Поделилась результатами своей работы в классе.
С приходом в Центр специалиста в области конного спорта Александры Валерьевны Фондитрих появилась возможность организовать работу кружка с элементами иппотерапии, которая будет включать в себя получение как теоретических знаний, так и базовых практических навыков: верховой езды, ухода за лошадью, общения с животными. Данная работа будет способствовать, по мнению специалиста, улучшению психоэмоциональной сферы подростков, развитию эмпатии, повышению самооценки, улучшению физической формы, оздоровлению, а также даст возможность попробовать себя в данном виде спорта, который в последствии может стать любимым делом, профессией.
В завершении фестиваля Татьяна Анатольевна Негашева, учитель русского языка и литературы первой категории провела орфоэпическую разминку. Необходимо было произнести скороговорки в разном темпе с разными интонациями, проговорить их с определенными заданными действиями. Учитель рассказала, что скороговорки, как игровой момент урока, очень хорошо воспринимаются детьми, не вызывают утомления. Системная работа со скороговорками позволяет довольно быстро исправить невнятности произношения, способствует исчезновению “каши во рту”, появлению уверенности.
Проведение педсовета совпало с проводимой на базе Центра курсовой подготовкой. Слушатели курсов стали экспертами события. Они высоко оценили как форму педсовета, так и представленные новые формы и методы работы педагогов Центра, которые готовы применять в своих образовательных учреждениях.
Лончакова Наталья Александровна, воспитатель, Хабаровск КГКОУ ШИ 3: «Очень понравился педагогический совет, особенно бинарное выступление, очень было интересно, можно применять это и на своей практике, так как нужно обновить форму педсовета в своем учреждении. Было интересно послушать психолога, которая проводила с нами релаксацию и погружала нас в атмосферу детства. Понравилась работа психотерапевта, узнала новые упражнения, которые можно применять лично на себе и в работе».
Лапенкова Юлия Васильевна, социальный педагог, КГБУ д/д № 1:
Очень ценным был приобретённый опыт психологической разгрузки у психолога, который был направлен на саморегуляцию педагогов. Интересно было слушать на педсовете про новый метод «Мозартика терапия», и детско-родительские тренинги, что так же я могу использовать на своей практике».
Астапова Екатерина Сергеевна, психолог, Хабаровск КГКОУ ШИ 4: «Сегодня был замечательный день, который дал мне много нового, что можно использовать на практике, много практических приемов, коротких, но очень занимательных, особенно, как создать условия для психологического настроя в начале урока».
Винокурова Лариса Васильевна, воспитатель, Аяно-Майский р-н МКОУ СОШ с. Нелькан: «Сегодня больше всего мне понравился педсовет, где все педагоги Центра, которые выступали, отмечали положительные стороны воспитанников. Преподаватели пытаются учитывать пожелания детей, сразу можно проследить, что налажен контакт с детьми. Отметила, что вы учите и помогаете детям не бояться выступать на сцене, даже перед гостями».
Браславская Ксения Константиновна, воспитатель, КГКУ Детский дом № 22 района им. Лазо: «Вспомнила фразу Александра Геннадьевича в первый день курсов, что мы полностью погрузимся в работу Центра, и действительно, сложилось впечатление, как будто я здесь уже работаю. Начала замечать моменты, как педагоги работают с детьми, что у каждого собой подход к ребенку и самое главное, что все работают сообща и слаженно. Для своего опыта, я вынесла, что можно применять и с моими детьми, те упражнения, которые давал психотерапевт».
Емелина Елена Геннадьевна, воспитатель, КГКОУ- ШИ-№ 9 п. Переяславка района им. Лазо: «Понравился тренинг, для своего опыта взяла дыхательные упражнения и буду применять их в своей работе».
Таушканов Вячеслав Николаевич, социальный психолог: «Запомнилось бинарное выступление на педагогическом совете, необычно, такое я увидел впервые, театральный момент, что активизирует позитивное восприятие. Хочу отметить тренинг с психотерапевтом, понравились упражнения «Дождик» и «Автомойка», они пробуждают хорошее настроение, снимают напряжение, что ценно, для меня в работе».
Нитовкина Галина Андреевна, социальный педагог, Комсомольск-на-Амуре, КГКТУ школа 3: «Могу сказать, что весь день сегодня я смотрела, через «калейдоскоп», поворачивала его и видела новую картинку, испытала на себе, проблему эмоционального и профессионального выгорания, вроде бы все это есть, и профилактическая работа, и психологические разгрузки и сказкотерапия, но мы забываем о этих методах, а в вашем Центре их модернизируют, привносят новое».
Анфиянцев Павел Юрьевич, психолог, Хабаровск КГБОУ ШИ 2: «Полезно было вспомнить методы психологической работы саморегуляции, считаю, что это можно применять на практике, для того что бы проводить для коллектива психологические разгрузки».
Кудрявцева Ирина Васильевна, тьютор, Хабаровск КГБОУ ШИ 2: «День насыщенный, очень полезный. Педагогический совет прошел для меня под впечатлением многих ярких и насыщенных выступлений. У вас действительно настоящая команда. Вы одно целое, даже молодые педагоги, которые выступали, не отстают от всех. На самом деле, я не хотела идти на курсы, но сейчас не сколько не жалею и говорю большое спасибо!».
Тюменцева Татьяна Михайловна, воспитатель, КГКУ Детский дом № 33, Хабаровский район , п.Тополево: «Понравился тренинг с психотерапевтом, научили, как правильно модно себя расслабить и абсорбироваться и сконцентрировать внимание на важном. На педагогическом совете понравился подход в его проведении и самопрезентации педагогов. Особенно, понравилась учитель английского языка, и выступление мастеров, отметила для себя современный «Урок- реклама», что можно применять на своей практике».
Соснина Светлана Николаевна, воспитатель, Аяно-Майский: «Впечатлил психологический тренинг. Понравилось бинарное выступление ваших учителей английского и истории. Было интересно услышать про такой кружок, как «История отечества на английском», мне кажется это великолепная идея. Выделила, для себя выступление мастеров и новый формат урока рекламы. И, конечно же, нельзя не сказать, про ваш очень дружный коллектив».
Ворсина Светлана Владимировна, воспитатель, КГБУ Детский дом №1: «Сегодня еще раз убедилась в том, что у Вас хороший коллектив, что много технологий и методов применяете в своей работе, очень запомнилось бинарное выступление, обязательно попробую внедрить у себя в учреждении».
Лисаковская Надежда Геннадьевна, воспитатель, руководитель МО КГКУ Детский дом № 6: «Понравилась форма педагогического совета, возьму себе на заметку, для того что бы применять в своем учреждении. Очень понравилось, что с нами работали психологи сегодня, это позволило, мне расслабиться и насладиться сегодняшним днем».
Томчук Олеся Андреевна, психолог, Хабаровск КГБОУ ШИ 2:
«Очень интересные упражнения были на тренинге, позволили взбодриться и многие из них я возьму в свою практику. Конечно же, проектная деятельность продвинулась вперед сегодня. На педсовете, запомнилось бинарное выступление, выделила для себя новый метод «Игра-квест», узнаю про него и буду применять и на своей практике».
М.С. Подволочкина, заместитель директора
Центра по УВР и Т.А. Шереметьева, методист